Правительство России уменьшит количество моногородов с 321 до 218

Целевая государственная поддержка оставшихся моногородов сохранится. Это хорошо или плохо, о чем вообще речь?

Правительство России уменьшит количество моногородов с 321 до 218 | Скульптура Ильдара Ханова «Ангел-хранитель» в Набережных Челнах — одном из самых известных моногородов страны./ФОТО А. БЕЛКИНА/Бизнес Online/ТАСС

Скульптура Ильдара Ханова «Ангел-хранитель» в Набережных Челнах — одном из самых известных моногородов страны./ФОТО А. БЕЛКИНА/Бизнес Online/ТАСС

Последний раз список моногородов обновлялся в 2020 году. Тогда в Госдуме звучали голоса даже в пользу его увеличения до 500, что потребовало бы увеличить и объемы господдержки. Обосновывалось это в том числе тем, что многие «монотерритории» на деле подпадают под все признаки моногородов (зависимость от градообразующих предприятий), но не проходят только по численности населения (надо не менее 3 тыс.). Нельзя полностью, впрочем, списывать со счетов и фактор регионального лоббизма: ведь статус моногорода дает право на существенную господдержку.

Означает ли сейчас намерение Минэкономразвития сократить число моногородов просто стремление сэкономить? Формально — возможно, но скорее налицо намерение более эффективно распределить имеющиеся средства в соответствии с новыми реалиями. Кроме того, финансовую поддержку для «сложных» муниципальных образований можно сохранить по другой линии — в рамках развития опорных населенных пунктов (в списке реципиентов программы уже есть 241 моногород).

После обрушения советской экономики стала видна искусственность насаждения городов-заводов. Сама рыночная экономика скорректировала факторы «монопрофильности», а целевая поддержка государства усилила эти процессы. Моногорода постепенно изживают себя как явление, их время проходит.

Они достались нам в наследство от СССР. Когда в период индустриализации города-заводы строили в чистом поле по воле партии. Исходя из соображений безопасности или наличия сырья. Часто такой город-завод был изолирован от региональной экономики. Это роковым образом сказалось после обрушения советской экономики, когда сразу выявилась «искусственность» насаждения городов-заводов. Большинство из них стали, по сути, банкротами, когда на первое место вышло не «стратегическое значение» предприятия, а его рентабельность. В условиях административно-командной экономики можно было ею пренебрегать, а также повесить на градообразующее предприятие всю социальную инфраструктуру моногорода.

Каковы критерии отнесения к моногороду? Это населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс., где не менее 20 % работников трудятся на одном либо нескольких предприятиях, объединенных одним производственным циклом. Список из 321 такого города не включает закрытые города Минобороны, а также населенные пункты, специализирующиеся в нефтегазодобыче, где и так все неплохо. В моногородах проживают немногим менее 13 млн человек. Но есть регионы, где концентрация моногородов критична. Так, в Кемеровской области их 24 (60 % населения области), в Свердловской — 17 (треть населения), Челябинской — 16 (тоже треть). В Вологодской области вроде бы всего один моногород — Череповец (завод «Северсталь»), но это 300 тысяч человек, тоже треть населения области.

В нынешних условиях динамика процессов в моногородах ускорилась. С одной стороны, не менее трети, по сути, чохом, вместе со всем населением попали под санкции (например, связанные с добычей угля или целлюлозным производством). С другой, поскольку многие моногорода имели профильное военное производство, резкое увеличение оборонных заказов для них выправило положение.

В 2014 году был создан Фонд развития моногородов (с 2022‑го его полномочия переданы в ВЭБ.РФ), целью которого являлось обновление инфраструктуры и «перезапуск» проблемных населенных пунктов с акцентом на финансирование высокотехнологичных проектов. Ставка была изначально сделана на стимулирование малого и среднего бизнеса. Впрочем, такой подход был бы универсальным для всей российской экономики, где доля МСП в ВВП не превышает 20 – 22 %, тогда как в развитых странах доходит до 60 % и выше. Фонд предусматривал льготные кредиты местным предпринимателям в размере от 5 млн до 250 млн руб. под нулевые проценты для небольших проектов (до миллиарда рублей) и под 5 % для более крупных.

Но и сама жизнь в рыночных условиях брала свое. За десять последних лет доля градообразующих предприятий в экономике моногородов снизилась с 65 % до 41 %. Выручка предприятий, работающих в таких образованиях, выросла вдвое (на уровне среднего показателя по стране) — с 8,5 трлн до 16 трлн руб. И на сегодня по факту многие моногорода уже не соответствуют прежним критериям: на градообразующих предприятиях часто работают уже меньше 20 %. По некоторым оценкам, старым критериям соответствуют не более 120 населенных пунктов. Сказывается и отток населения из моногородов: он в три раза быстрее, чем в среднем по стране, с учетом отрицательной демографии. После 2014 года убыль населения наблюдалась в 92 % моногородов (составив в целом более 730 тыс. чел.). И если по всей России за этот срок городское население сократилось на 2 %, то моногородов — на 7 %. У некоторых — так и вовсе на четверть. Надо учитывать еще и возросшую мобильность населения. И если моногород находится лишь в полусотне километров от другого крупного города (скажем, столицы региона), то люди могут ездить туда на работу. Этот показатель тоже следует внести в число критериев «монотерриториальности». Отчасти это сделано: господдержку сохранят тем образованиям, где безработица вдвое выше среднероссийской в течение трех лет. Последний показатель, по идее, можно сделать решающим, убрав все остальные. Ну а если ничего не помогает, то допустимо, наверное, расселение совсем уж безнадежных «городов-заводов». Хотя наши люди весьма неохотно снимаются с места, если только не совсем в молодом возрасте.

Так что процесс размывания главного принципа экономики моногородов происходит все последние десятилетия — как самопроизвольно (за счет закрытия кое‑где самих градообразующих предприятий), так и в результате целенаправленных усилий государства, развития других сфер экономической активности. Например, перспективным в этом плане видится усилившееся в последние годы развитие внутреннего туризма. Поэтому весьма вероятно, что когда через 5 – 10 лет снова придет пора ревизии списка моногородов, в нем уже никого и не останется. Само это явление уйдет в историю.

Читайте также:

В поисках альтернативы. Манифест мира вызвал дискуссию в политических кругах ФРГ

Неожиданная подработка. Как Эстония решила стать европейской тюрьмой


#моногород #господдержка #правительство РФ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7941) от 04.07.2025 под заголовком «Время моногородов проходит».


Комментарии