Пойти не в IT. Российскому судостроению требуется все больше квалифицированных кадров

Одна из наиболее емких в кадровом отношении отраслей петербургской промышленности продолжает испытывать хроническую потребность в специалистах: как минимум каждая пятая вакансия судостроения в стране сейчас от работодателей из Северной столицы. Причем для выполнения важных заказов верфям и компаниям нужны абсолютно все — от рабочих до продажников и топ-менеджеров.

Пойти не в IT. Российскому судостроению требуется все больше квалифицированных кадров | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

По экспертным оценкам, после некоторого спада, вызванного пандемией коронавируса и введенными в 2022‑м санкциями, рынок труда в отрасли быстро восстанавливается: по итогам прошлого года российские судостроители разместили более 20 тыс. вакансий. А уже в начале 2023‑го работодателям из этой сферы потребовались почти 2 тыс. новых специалистов. С учетом масштабных планов на строительство судов и кораблей (по словам замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, до 2035 года на российских верфях их планируется построить до 1,5 тыс.) потребность в судостроителях не только не снизится — она будет расти все ближайшие годы.

Эта отрасль привлекательна для соискателя прежде всего тем, что предлагает огромный выбор профессий. Ведь судостроению в большом количестве требуются не только представители множества рабочих (токари и фрезеровщики, шлифовщики и слесари, сварщики и электромонтажники, судо­сборщики и пр.), но и инженерных (конструкторы и проектировщики, по качеству и труду), а также вспомогательных профессий. В том числе экономисты, закупщики, программисты, разработчики и др.

Кроме того, квалифицированный кандидат всегда может выбрать из нескольких предложений разных работодателей. Причем не только петербургских — при желании можно уехать трудиться в места от Калининграда до Камчатки. Помимо «Адмиралтейских верфей», Балтийского завода или Невского судостроительно-судоремонтного завода специалистов (в т. ч. и в Северной столице) активно ищут «Доброфлот», «Дальзавод», Находкинский судоремонтный завод, Судостроительный завод имени Б. Е. Бутомы, «Звездочка» и пр. И условия они подчас предлагают весьма заманчивые — можно работать также и вахтовым методом с хорошей зарплатой.

Наконец, работать на судостроение можно и во множестве смежных отраслей на предприятиях, которые близки по тематике производства. Например, на Пролетарском заводе, Невском заводе или на «Армалите». Не говоря уже о десятках предприятий, занятых в Петербурге проектированием судов и кораблей, которые впоследствии реализуются на верфях в металле.

При этом многие из больших предприятий сферы сохранили свои социальные объекты. «Адмиралтейские верфи», к примеру, предлагают работникам социальный пакет, в который входят заводские базы отдыха на Карельском перешейке, детский оздоровительный лагерь в Сиверском и один из лучших в городе медицинских центров. Если учесть, что скидки на отдых адмиралтейцам и членам их семей достигают 70 %, а с 2016 года на верфях действует собственная жилищная программа, направленная на помощь работникам в приобретении жилья, это хороший плюс к зарплате.

И последнее: уровень оплаты труда в судостроении выше, чем во многих других отраслях экономики. По итогам 2022 года, в частности, средняя предлагаемая в судостроительной отрасли России зарплата составила почти 81 тыс. рублей. И за год показатель вырос ни много ни мало на 24 % — такой прыти он не показывает даже в сферах IT или продажах.

При этом представители ряда судостроительных профессий (токари, сварщики, сервисные инженеры и пр.) могут зарабатывать больше, чем программисты и разработчики. А в некоторых случаях (при трудоустройстве на Севере, Дальнем Востоке и в ряде других регионов страны) уровень заработка даже рядового специалиста может доходить до 150 – 200 тыс. рублей. Все зависит от квалификации, опыта и способности реализовывать сложные задания.

По оценкам экспертов, 2023‑й — весьма подходящий год для начала работы в судостроении. В связи с расширением программы строительства судов и кораблей выросли спрос и число вакансий для молодых и начинающих специалистов без опыта и с небольшим стажем. На 45 % увеличилось число свободных рабочих мест с вахтовым методом занятости. Работодатели стали чаще предлагать гибкий график труда, а вакансий с возможностью работы в удаленном формате в отрасли стало на 20 % больше. Есть и еще один существенный плюс: многие компании-работодатели из судостроительной отрасли входят в ВПК России и могут предоставлять сотрудникам бронь от мобилизации или отсрочку от службы в армии.

И даже те, кто пока не имеет нужной отрасли специальности, вполне могут ее освоить разными способами. В том числе по программе «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Или непосредственно на том или ином предприятии. Например, завод «Армалит», основной продукцией которого являются комплектующие для кораблей, трубопроводная арматура, насосы, системы вентиляции и т. д., готов на базе собственного учебно-производственного центра подготовить 400 специалистов. «Поскольку испытываем дефицит кадров, сами учим высококвалифицированных операторов станков с ЧПУ, инженеров для производства, а в ближайшее время начнем учить и технологов, — делится планами генеральный директор завода Михаил Смаковский. — Активно набираем молодежь и работаем с людьми, которые готовы поменять свою специальность».

Впрочем, аналогичные предложения можно получить и на ряде других предприятий отрасли — подавляющая часть из них заинтересована в притоке свежей кадровой крови и поэтому с удовольствием примет даже тех, кто не совсем по профилю. «Лишь бы у человека было желание работать и развиваться», — уверяют отраслевые кадровики.

С учетом того, что желание освоить нужную судостроению профессию вполне вписывается в федеральный проект «Профессионалитет», ориентированный на создание образовательно-производственных кластеров, а также в программу подготовки миллиона профессиональных рабочих в предстоящие пять лет, желание пойти не в IT можно только приветствовать.

И сомневаться в стабильной занятости в этом случае не приходится.


#судостроение #специалисты #работа

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7366) от 02.03.2023 под заголовком «Пойти не в IT ».


Комментарии