2Vtzqv4Hz9U

Потолок не помогает: нефтяные котировки сегодня выше установленного Западом ценового барьера

Стоимость российской нефти Urals на прошлой неделе впервые с октября минувшего года преодолела отметку $ 75 за баррель. Наблюдаемую динамику аналитики объясняют сокращением добычи в странах ОПЕК+, атаками хуситов на торговые суда в Красном море, а также растущим спросом на топливо в Индии и Китае.

Потолок не помогает: нефтяные котировки сегодня выше установленного Западом ценового барьера | ФОТО Pan Demin on Shutterstock

ФОТО Pan Demin on Shutterstock

Всего с начала 2024‑го баррель Urals подорожал более чем на 16 %. Одной из причин наблюдаемой динамики стало общее повышение цен на углеводороды в мире. Так, стоимость нефти эталонной марки Brent с конца декабря увеличилась примерно на 14 % и на торгах 19 марта достигала $ 87,57 за баррель. Показатель стал самым высоким с нояб­ря прошлого года.

«Поддержку ценам оказывают технические факторы: продление сделки ОПЕК+, сокращение запасов нефти в США, а также сообщения об атаках беспилотников на объекты российской нефтеперерабатывающей инфраструктуры, что может привести к временному снижению экспорта сырья из РФ. Если внешний фон не изменится, то наблюдаемый подъем котировок способен продлиться до середины мая», — считает финансовый аналитик Владислав Антонов.

Нефть на мировом рынке постоянно дорожает и по мере общего роста глобального спроса на топ­ливо, особенно в Индии и Китае, полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Также, по его словам, на ценообразование влияет и ситуация в Красном море. «Хуситы продолжают обстреливать суда, тем самым создавая напряженность. Это вынуждает некоторые компании менять транспортные пути, что приводит к росту издержек и подорожанию многих товаров, включая энергосырье», — поясняет эксперт. По словам Юшкова, в ближайшие месяцы определенное давление на стоимость нефти может оказать увеличение добычи в США, Канаде, Бразилии и Гайане. На этом фоне участники рынка ждут дополнительных решений от ОПЕК+, добавляет аналитик.

Напомним, в соглашение ОПЕК+ входит более 20 нефтедобывающих стран, включая Россию. В рамках сделки государства совместно контролируют производство сырья и тем самым регулируют предложение углеводородов на мировом рынке. Такая политика призвана удерживать стоимость нефти от значительных обвалов. В настоящий момент стороны снижают общий объем нефтедобычи для поддержания цен и готовы принять новые меры, если потребуется. Об этом заявлял российский вице-премьер Александр Новак по итогам встречи с представителями других государств альянса в феврале. «Договорились, что продолжим внимательно мониторить исполнение взятых на себя обязательств странами, входящими в ОПЕК+. Также рассмотрена была ситуация на рынке, договорились внимательно следить за ней. Сегодня ситуация стабильная, будем продолжать мониторить, при необходимости принимать дополнительные решения, которые должны стабилизировать рынок», — сказал Новак в эфире канала «Россия 24».

Хотя не входящие в организацию страны в лице США, Канады, Бразилии и Гайаны планируют увеличивать собственную добычу нефти, по итогам всего 2024 года за счет действий ОПЕК+ на мировом рынке все равно может сложиться дефицит сырья в размере 300 тыс. баррелей в сутки. Об этом свидетельствуют материалы Международного энергетического агентства. Нехватка ресурса в свою очередь традиционно приводит к увеличению его стоимости.

Примечательно, что уже на протяжении восьми месяцев стоимость российской нефти Urals стабильно превышает установленный Западом потолок цен. Такое положение дел может говорить о все более слабом влиянии санкций на энергетический сектор РФ, уверены специалисты. Как известно, с февраля 2022 года, после начала СВО, страны Евросоюза вместе с США и рядом других государств стали поочередно отказываться от импорта российской нефти. Более того, с декабря ЕС и G7 запретили своим компаниям страховать и перевозить сырье из России морем в другие регионы мира по цене выше $ 60 за баррель. В феврале 2023‑го похожие ограничения заработали в отношении нефтепродуктов.

Свои действия на Западе объяснили желанием надавить на РФ и лишить ее прибыли от продажи углеводородов. В ответ на эти ограничения Москва ввела запрет на поставки энергоресурсов всем, кто требует соблюдения потолка цен при заключении контрактов. Одновременно российские компании начали перестраивать торговые маршруты, но на первых порах были вынуждены предоставлять значительные скидки. Например, в начале прошлого года нефть эталонной марки Brent на мировом рынке торговалась в среднем по $ 81,8 за баррель, тогда как Urals покупали примерно по $ 46,8. Впрочем, по мере освоения новых транспортных путей российские нефтяники стали уменьшать размер скидок. В результате уже в июле 2023‑го стоимость барреля Urals поднялась выше $ 60 и с тех пор больше не опус­калась ниже этой отметки.

Нынешнее положение дел вызывает недовольство западных специалистов. Например, главный экономист американского Института международных финансов Робин Брукс признает, что Западу не удалось лишить Москву нефтяных доходов. Отчасти эксперт объясняет это действиями Греции, чьи компании по‑прежнему занимаются перевозками произведенного в РФ сырья в обход ограничений G7. «За последний год цена нефти Urals выросла на 50 %. В то время как Украине становится все труднее найти иностранную наличность, к России деньги текут рекой. Это происходит лишь потому, что ЕС подчиняется Греции и ее олигархам, занимающимся грузоперевозками, которые на каждом шагу обходят ограничения G7», — написал Брукс в социальной сети X.

По последним оценкам Минис­терства финансов РФ, с января по февраль нынешнего года доходы федерального бюджета от продажи энергосырья увеличились более чем на 71 % по сравнению с аналогичным периодом 2023‑го и превысили 1,62 трлн рублей. Это примерно на 80 млрд рублей больше ожидаемого ранее (базового) уровня. «Нефтегазовые доходы выросли преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступ­ления доплаты по НДПИ на нефть за четвертый квартал 2023 года… В последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым размером», — сообщили в Минфине. Отметим, что в бюджете России на текущий год заложен дефицит в размере почти 1,6 трлн рублей.

Впрочем, при сохранении текущих тенденций на нефтяном рынке итоговое значение может оказаться меньше, считают специалисты. «Повышение цен на нефть — это хорошая новость для российского бюджета. Чем дороже наше сырье, тем больше налоговая база и тем лучше себя чувствует казна. У нас бюджет сверстан с учетом стоимости Urals $ 71 за баррель. Если цена будет выше этого показателя, то дефицит бюджета станет уменьшаться», — заключает Игорь Юшков.


#нефть #цена #перспективы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7630) от 26.03.2024 под заголовком «Потолок не помогает».


Комментарии