Пособие на ребенка. Как органы власти помогают семьям с детьми

Насколько эффективно органы власти заботятся о детях и семьях с детьми? Трудно сказать. С одной стороны, в масштабах страны на эти цели тратят сотни миллиардов рублей. С другой – каждая конкретная семья получает довольно скромные деньги. А с недавних пор многие выплаты стали доступны лишь тем семьям, в которых доход на каждого члена не превышает прожиточного минимума, установленного в регионе их проживания.

Пособие на ребенка. Как органы власти помогают семьям с детьми | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Так, в марте принят указ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», по которому семьи с детьми 3 –  7 лет могут рассчитывать на ежемесячную выплату. Но не все, а лишь нуждающиеся, если их среднедушевой доход меньше прожиточного минимума на душу населения. Причем выплаты дифференцированные и рассчитываются они непросто.

Итак. В Петербурге нуждающаяся семья с детьми от 3 до 7 лет может рассчитывать на выплату в размере 50% от прожиточного минимума на ребенка (не на душу населения –  это разные суммы!). Если после ее получения среднедушевой доход семьи все равно не дотянет до прожиточного минимума, то выплата составит 75% от «детского». Если и после этого доходы семьи не превысят минимум, то «детский» ей будут выплачивать полностью.

В городе сейчас прожиточный минимум на душу населения –  11 910 рублей 40 копеек, на ребенка – 11 607 рублей 50 копеек. Применительно к такой конкретике: если среднедушевой доход семьи меньше 11 910,40 руб., то ежемесячно она сможет получить 5803,75 рубля (половину «детского» минимума). Если после этого доход на человека все равно не дотянет до 11 910 рублей 40 копеек, то размер выплаты составит 8705,60 рубля (75%). Но если и тогда минимума на душу населения не получится, то бюджет будет выплачивать уже все 11 607,50 рубля.

Стоит еще учесть, что размер прожиточного минимума правительство города устанавливает ежеквартально. Поэтому будет меняться и размер выплат.

Новое положение хоть и принято в марте, но действует с 1 января 2021 года. Таким образом, тем, кто оформил выплату, ее перечислят и за январь, и за февраль.

Еще о двух новых детских пособиях. Они появились в результате поправок в федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Ежемесячная денежная помощь полагается, во-первых, маме или папе, в одиночку воспитывающим детей 8 –  16 лет; во-вторых, женщинам, вставшим на учет в медицинской организации на ранних сроках беременности (от 6 до 12 недель). Но не всем, а лишь нуждающимся. При этом федеральное правительство еще должно разъяснить, кого именно в данном случае надлежит понимать под словом «нуждающиеся».

А вот с размером самих выплат уже все ясно. Они, как обычно, зависят от прожиточного минимума. Маме или папе дадут по 50% городского прожиточного минимума на ребенка (по 5803,75 рубля в месяц). А беременным женщинам –  по 50% от прожиточного минимума для трудоспособного населения, который ныне в Петербурге составляет 13 073 рубля 80 копеек (это уже третий минимум, есть и четвертый –  для пенсионеров, но сейчас не о нем). Иными словами, беременные получат по 6536,90 рубля в месяц до самых родов. Стоит отметить, что до сего дня женщины, дисциплинированно вставшие на учет, получали единовременную выплату.

Несмотря на то что критерии нуждаемости еще не ясны, с 1 июля ПФР уже принимает соответствующие заявления: на портале госуслуг или в клиентской службе фонда по месту жительства: мол, пишите, а разбираться будем потом.

Разбираться приходится и во многих других случаях, когда законодательство не учитывает какие-либо житейские обстоятельства, и в результате граждане остаются за бортом государственного внимания. Вот на днях Конституционный суд РФ разобрался в необычном деле и встал на сторону гражданина.

История произошла в Тверской области. В 2019 году районный суд признал гражданина Т. отцом двух девочек, рожденных суррогатной матерью. В свидетельствах о рождении заполнили лишь одну графу –  «отец». В графе «мать» поставили прочерк.

Однако вскоре Т. женился, и его супруга удочерила детей. Затем она обратилась в Пенсионный фонд, чтобы получить материнский (семейный) капитал. И получила отказ.

Тогда в Пенсионный фонд пошел сам Т. –  биологический и юридический папа. И тоже получил отказ. Ему растолковали, что он не имеет права на материнский (семейный) капитал, так как в законе не упомянуто, что отцы суррогатных детей могут рассчитывать на эту меру поддержки семей с детьми.

Суд, в который пошел Т., не смог принять решение: ни за, ни против; признался, что в законе на сей счет нет ничего определенного. И Т. отправился за определенностью в Конституционный суд, который и согласился, что действительно по смыслу закона можно понять, что мужчины, воспитывающие детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, лишены права на меры господдержки. В решении КС записано: «Это ставит таких отцов в неравное положение по сравнению с теми, кто является единственными усыновителями ребенка и наделен указанным правом».

Что касается супруги, удочерившей детей Т., то на нее право на материнский (семейный) капитал не распространяется, ибо по смыслу закона первый ребенок обязательно должен родиться, а вот второй может как родится, так и быть усыновленным.

Теперь Госдума обязана внести в закон определенность в вопрос о рождении детей суррогатной матерью. Так что Т. наверняка вскоре получит сертификат на капитал для своих девочек. А его жена и другие женщины, оказавшиеся в такой же ситуации, увы!

Конституционный суд отдельным пунктом своего постановления отметил, что забота о детях, поддержка семей с детьми –  одна из приоритетных задач государства. Она даже упомянута в новой редакции Конституции. Так что учитывать эту позицию обязаны все законодатели: как федеральные, так и региональные.

#помощь #пособие #дети #семья

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6958) от 05.07.2021 под заголовком «Пособие? Обращайтесь, разберемся!».


Комментарии