Послевкусие санкций. Как развивается винный рынок в России?
С марта этого года поставки импортного вина в Россию значительно сократились и продолжаются с большими сложностями. Вполне возможно, что со временем это позволит отечественным виноделам занять освободившиеся ниши на рынке. Однако для этого придется преодолеть много препятствий, связанных также с западными санкциями, — под них уже попали не только поставки комплектующих и специализированного оборудования, но и саженцы винограда.
ФОТО Pixabay
Сухой» рынок ждет россиян
По данным «Винного гида России» Роскачества, в 2021 году доля импорта тихих и игристых вин в общем объеме российского рынка составляла порядка 40 %. В Россию, по данным Федеральной таможенной службы, было ввезено около 295 млн литров тихих вин и более 75 млн игристых. В категории тихих вин соотношение объемов отечественного и импортного производства составило примерно 50 на 50, а доля российских игристых вин — две трети.
Если же отдельно проанализировать импорт из недружественных стран, то в категории игристых вин 95 % приходится на европейскую винную тройку (Италия, Испания и Франция). В сегменте тихих вин поставки из недружественных стран составляли 66 % от общего объема ввозимой в нашу страну винной продукции. Везли в основном сухие (70 %) и полусухие (14 %) вина.
По прогнозам Роскачества, уже в нынешнем году соотношение импорта и внутреннего производства изменится, доля российских производителей значительно увеличится. Этому будут способствовать не только санкции, но и новые государственные нормативы, вступившие в силу с 26 марта. Сокращен перечень документов, необходимых для получения лицензии на производство, хранение и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Уже сейчас идет активная компенсация выпадающих объемов производства игристых вин. По данным ЕГАИС, в первом квартале 2022 года их было произведено на 24 % больше, чем год назад.
До недавнего времени основной объем в производстве вина в России занимали полусладкие вина. Но, по мнению директора департамента исследований и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеси Буняевой, российским производителям имеет смысл активнее выходить на рынок сухих и полусухих вин, так как они сегодня наиболее востребованы. При этом стоит иметь в виду, что эту нишу также может занять продукция из ближнего зарубежья, в том числе стран ЕАЭС. Идет также активный поиск производителей алкогольной продукции из Китая, Бразилии, Индии, Турции.
Затоварить бочкотару
Хотя своего винограда у нас пока недостаточно, шансы занять рынок у отечественных производителей есть. С 2017 года за счет поддержки Минсельхоза РФ в нашей стране были заложены молодые виноградники, которые уже начали обеспечивать рынок сырьем. Сегодня общая площадь отечественных виноградников составляет 96,8 тысячи гектаров. По прогнозам Минсельхоза, урожай винограда и объемы производства вина в этом году будут такие же, как и в прошлом году.
При этом отечественные питомники виноградных саженцев наращивают свои производственные мощности. Так, крупнейший российский виноградный питомник агрофирмы «Южная» (Краснодарский край) в 2022 году планирует произвести 5,6 млн прививок и 2,8 млн готовых к посадке виноградных саженцев. Еще один кубанский питомник, входящий в состав группы компаний «Фанагория», намерен увеличить производство на 25 % и получать более миллиона саженцев.
Проблемой становится дефицит необходимых комплектующих для производства. Так, российские виноделы хором говорят об ограничении поставок из Испании и Португалии винной пробки. Скорее всего, их заменят пробки алюминиевые, пластиковые или из технических волокон. По предварительным прогнозам экспертов «Винного гида России», в ближайшие годы более 30 % отечественных вин будет разливаться в бутылку с винтовой пробкой. Ведь Россия — крупный производитель алюминия и производит из этого металла отличную винтовую пробку. Но для этого потребуется изменить тип бутылки, а также оснастить винодельческие производства дополнительным оборудованием для укупорки колпачком, которое тоже импортного производства.
Что касается качества винтовой пробки, то она занимает второе место в мире по популярности после классической корковой. Более того, такая пробка имеет ряд преимуществ, особенно если речь идет о молодых винах. Во-первых, винтовой пробке не нужен штопор. Во-вторых, в натуральной пробке могут образовываться нежелательные вещества, которые вызывают стойкий запах мокрого картона, способный убить аромат даже самого лучшего вина. Алюминий эти проблемы исключает.
Преимущество металлической пробки уже оценили европейские производители легких белых и розовых вин (Германии, Австрии, Новой Зеландии) за исключением премиум-продукции. Красные вина закрывают винтом виноделы стран Нового Света (Чили, Аргентины, ЮАР). Но, к сожалению, российский потребитель винтовую металлическую пробку пока не оценил. Россияне, особенно старшего поколения, привыкли к классической пробке и штопору. Винтовую пробку они воспринимают как атрибут дешевых напитков.
Вместе с тем процесс идет. Согласно результатам исследований «Винного гида России-2021», по сравнению с 2020 годом распространенность в розничной торговле российских вин с винтовой укупоркой выросла в четыре раза. В списке производителей, которые уже успешно работают с такой укупоркой, «Кубань Вино», «Фанагория», «Мильстрим Черноморские вина», «Шато Пино», «Усадьба Перовских» и другие.
Также виноделам придется перестраиваться на отечественные уздечки, удерживающие пробки в игристых винах. Есть пробелы и в бондарном производстве. В России лишь одна компания («Фанагория») производит собственные винные бочки. К слову, такие бочки делают из кавказского дуба, но… во Франции. Теперь, скорее всего, подобное производство предстоит наладить в России.
Зато стеклотара у нас есть. По данным Ассоциации производителей стеклянной тары России, в последнее время импорт стеклянной тары составлял около 1 %. Однако большинство стекольных предприятий производят водочные бутылки из белого стекла. Для цветных бутылок необходим импортный краситель.
Эти и многие другие факторы неизбежно приведут к тому, что в нынешнем году отечественное вино подорожает на 15 – 20 %. При этом отечественным виноделам нужно заботиться не только о доступности своей продукции, но и о ее популярности — в этом плане резервы велики. Например, гастрономический туризм в России пока очень слабо развит.
Из положительных уже существующих моментов развития отрасли можно назвать акцию «Дни российских вин». Она проходит дважды в год: в октябре-ноябре, когда на юге России заканчивается сбор винограда, и с 6 апреля по 1 июня, когда в продаже появляются вина предыдущего года урожая. В торговых сетях, ресторанах и винных бутиках по специальным ценам продаются вина, происхождение из российского винограда и качество которых подтверждено экспертами. В акции принимают участие около 17 тысяч магазинов из 66 регионов России, среди них — крупные розничные сети.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 97 (7180) от 01.06.2022 под заголовком «Послевкусие санкций».
Комментарии