Кто здесь власть: в Армении сыгран последний акт «бархатной революции»
Итоги состоявшихся выборов в парламент - Национальное собрание Армении - можно интерпретировать как очередной и, вероятно, последний акт «бархатной революции» в этой южнокавказской стране. С господством прежней партии в законодательном органе Армении покончено. Но отныне в республике появилась новая партия власти...
Фото: Public_Domain_Photography / pixabay
У республиканцев шансов не было
Развернувшиеся в середине весны в Армении события имели атрибуты, которые исследователи достаточно часто приписывают «цветным» или «бархатным революциям». В знак протеста против пересевшего в кресло премьер-министра экс-президента Сержа Саргсяна и неэффективной политики исполнительной власти тысячи граждан по всей республике высыпали на улицы и площади, блокируя дороги, общественные здания, устраивая сидячие забастовки, массовые манифестации и т. д.
Правящая в стране многие годы Республиканская партия Армении (РПА), как оказалось, имело большинство только на бумаге. Никаких провластных манифестаций в апреле-мае не наблюдалось. А когда стало ясно, что «народный кандидат» в премьер-министры Никол Пашинян, которого, как говорили социологи, в те горячие весенние недели поддержало громадное большинство жителей страны, со всей определенностью идет во власть, значительная часть депутатов-республиканцев, расписавшись в собственной немощи, дали добро на избрание журналиста-политика на должность главы правительства. Как отмечает директор Института Кавказа Александр Искандерян, «у этой революции полностью внутренний генезис».
Успех «бархатной революции» был предопределен самыми разными обстоятельствами. Рядовым гражданам Армении надоела всепронизывающая коррупция, по размаху которой страна, похоже, опережала другие государства Южного Кавказа. Ведь коррупция в Армении касается далеко не только высших эшелонов власти, она хорошо известна местным жителям и на самых низших уровнях. Разумеется, можно говорить и о слабом авторитете прежней власти, неверии граждан в эффективность и справедливость государства и его руководителей.
Но, буквально внесенный толпой сторонников на фактически первый в государственной иерархии пост (именно республиканцы, желавшие сохранить реальную власть за Саргсяном, «постарались» ради того, чтобы трансформировать Армению в парламентскую республику, в которой премьер-министру принадлежит главенствующая позиция), Пашинян оказался, скажем так, в состоянии «полувласти». В прежнем составе парламента его движение «Гражданский договор» имело менее 10% мест, во многих областях и городах «при делах» оставались республиканцы. Сам кабинет Пашиняна носил все-таки коалиционный характер.
И рост, и бедность
Представители предыдущей власти любили в официальных выступлениях козырнуть тем, что, например, в 2017 году в Армении был зарегистрирован экономический рост 7,5% - рекордный показатель за все десятилетие. Особенно же выросли показатели в сферах торговли и услуг. Президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов подчеркивает в этой связи, что «наряду с продукцией сельского хозяйства и пищевой промышленности все более востребованной на российском рынке вновь становится продукция машиностроения».
Но не зря президент Армении Армен Саркисян, размышляя о причинах массовых народных антиправительственных волнений весной 2018-го, указывал и на такой момент, как «социальные трудности». И это еще мягко сказано! Историки хорошо знают, что важнейшей причиной любой революции (даже из разряда «цветных») является тяжелое социальное и экономическое положение той или иной страны. К Армении данная мысль тоже относится.
Унаследовав от советской эпохи аграрно-индустриальную модель, современная Армения не может похвастать конкурентоспособной и эффективной экономикой, даже несмотря на имеющий место экономический рост. Далеко не все производственные мощности загружены полностью, страна зависит от поставок энергоносителей извне, политика экономической блокады со стороны Турции и Азербайджана также не способствует экономическому процветанию.
Валовый внутренний продукт на душу населения составляет в республике весьма скромную сумму 3,5 тысячи долларов в год. При этом рост цен и инфляционные процессы были характерны для «республиканского» правления. Постоянно имел место дефицит бюджета. Даже по официальным данным, безработица в Армении составляет 17% трудоспособного населения. Недаром «весеннюю революцию» так эмоционально поддержали молодые люди, студенты: многие дипломированные люди в стране годами не могли найти работу по специальности. За годы независимости сотни тысяч армян покинули свою родину по причинам преимущественно социально-экономического характера.
Конечно, имелись и позитивные моменты. Так, с каждым годом росло число иностранных туристов в Армении, это относится и к гражданам РФ. Красоты Еревана, Эчмиадзина и Севана притягивают в том числе россиян. Вроде бы более активно стало развиваться в стране и машиностроение. Но то, что перед командой Пашиняна стоят сложные вызовы в социальной и экономической сферах, очевидно. Ведь рассчитывать, как это нередко бывало в прошлом, на внешние кредиты да «деньги диаспоры» - путь тупиковый. А Пашинян публично и не раз обещал соотечественникам работать над увеличением инвестиций и повышением заработной платы работникам бюджетной сферы.
Выборы без сенсаций
Никол Пашинян так энергично добивался проведения досрочных законодательных выборов прежде всего потому, что он и его соратники опасаются: к весне следующего года действительно потрясающий уровень поддержки (перед выборами персональный рейтинг Пашиняна оценивали в 92%) упадет, поскольку ожидания и запросы общества не будут удовлетворены в полной степени. Поэтому с самых же первых дней нахождения во власти Пашинян и его партия «Гражданский договор» начали чистку госаппарата от засилья прежней партии власти. Республиканцы потеряли командные высоты на уровне областей, частичные муниципальные выборы также принесли победу сторонникам Пашиняна. Например, в сентябре на выборах в городской совет Еревана партия главы правительства победила с разгромным результатом, набрав 81% голосов.
Что же касается парламентской кампании, то представители многих оппозиционных формаций (Союза за национальное самоопределение, Демократической партии Армении) изначально заявляли о нечестных условиях в пользу новой власти. Некоторые правозащитники сообщили о давлении и даже случаях физического насилия в отношении оппозиционеров. В общем, все прекрасно понимали, чем завершится электоральная кампания. Экс-министр обороны Виген Саркисян, возглавлявший список РПА, заранее заявлял: «На предстоящих выборах не будет решаться вопрос о власти. Этот вопрос решен».
И Саркисян не ошибся. Возглавляемый Пашиняном центристский блок «Мой шаг», в котором «Гражданский договор» блокировался с небольшой партией «Призвание», получил более 70% голосов. Это принесло новому «блоку власти» 88 из 132 мандатов в национальном собрании. Но, согласно конституции, в случае, если победитель набирает более двух третей голосов, все равно треть депутатских мандатов должны быть переданы прошедшим электоральный барьер оппозиционным партиям. В данном случае эти 44 мандата получат две ориентированные на более тесное сотрудничество с Евросоюзом партии с элегантными названиями «Процветающая Армения» и «Сияющая Армения».
А вот бывшим партиям власти - республиканцам и старейшей партии Армении «Дашнакцутюн» - мест в парламенте не нашлось: получив, соответственно, 4,7 и 3,9%, эти партии не сумели преодолеть пятипроцентный барьер.
Безусловно, на победу Никола Пашиняна сыграла его бескомпромиссная борьба с коррупцией, начавшийся процесс устранения монополий с экономического рынка, показательный отказ от привилегий, которые были так свойственны прежней власти. Теперь у Пашиняна в парламенте будет квалифицированное большинство, что позволит правительству без проблем проводить обещанные социальные и экономические преобразования. Другой вопрос - как долго у команды Пашиняна сохранится нынешний кредит доверия в обществе.
Внешняя политика: будет ли меняться стратегия?
Еще в мае, когда Пашинян только вступал в должность главы правительства, он четко заявил: «После перемен стратегия внешней политики Армении фактически не изменится». Но, конечно, конкретные корректировки курса имеют место.
Стратегическим направлением международной политики Еревана остается российский вектор. Да, во время пребывания в радикальной оппозиции сам Пашинян говорил, в частности, что в Евразийский экономический союз Армения была вынуждена войти под внешним (читай - российским) давлением. Но сегодня никто в армянской власти не ставит под сомнение принадлежность Армении ни к ЕАЭС, ни к Организации Договора по коллективной безопасности (ОДКБ). Также премьер-министр и его соратники постоянно подчеркивают, что национальным интересам армянского народа отвечают тесные и союзнические отношения с Россией, остающейся вдобавок и главным внешнеэкономическим партнером страны.
Вместе с тем власти Армении предлагают придать ОДКБ «новое содержание», уточнить отношения и обязательства каждой страны - члена альянса. Однако известно, что в странах-союзницах негативно восприняли отзыв Ереваном генерального секретаря организации Юрия Хачатурова, обвиненного, как и экс-президент Армении Роберт Кочарян, в силовых действиях по отношению к оппозиции в 2008 году. Прямо скажем: характер межгосударственных отношений Армении с Белоруссией и Казахстаном сложно назвать ровным.
Будучи политиком либерального толка (но одновременно и учитывая пожелания «западной» части диаспоры), Пашинян настроен на оживление отношений с Евросоюзом и Соединенными Штатами. О гипотетическом членстве Армении в НАТО, разумеется, речь не идет, но Пашинян и его команда весьма заинтересованы в западных инвестициях. Тем не менее Ереван, похоже, не настроен поддаваться диктату Вашингтона, требующего изменить формат дружеских армяно-иранских отношений. Во всяком случае сам Пашинян квалифицирует Исламскую республику как «партнерскую страну, с которой нужно развивать интенсивные отношения».
Видимо, нынешняя власть прекрасно понимает, что для будущего республики просто необходимо как-то выходить из того тупикового состояния, в котором находятся отношения Армении с Азербайджаном и Турцией. Многие годы переговоров по карабахской проблеме, в том числе при многостороннем дипломатическом посредничестве, оказались, скажем прямо, бесплодными. Также и попытки установить нормальные межгосударственные отношения с таким влиятельным в региональной политике соседом, как Турция, завершились ничем. Будет ли Пашинян на «карабахском» направлении более гибким партнером, сказать сегодня очень сложно. Но очевидно, что «замороженность» карабахского конфликта очень и очень условная; как и то, что данный конфликт всерьез угрожает международной стабильности всего южнокавказского региона.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (6343) от 14.12.2018 под заголовком «Последний акт «бархатной революции»».
Комментарии