Ольга Кутыловская: «Мы стараемся сохранить внешний вид Парголова»

На северной границе Петербурга существует поселок Парголово, ныне - муниципалитет с населением почти 60 тысяч человек. Селение древнее: памятный знак, установленный на въезде в него со стороны Петербурга, свидетельствует, что первое упоминание о нем было аж в 1500 году. Впрочем, сегодня речь пойдет о муниципальном образовании Парголово, которое по своим границам гораздо больше, нежели поселок. Здесь есть и частный сектор, и кварталы многоэтажных домов - новостройки Осиновой Рощи, бывшего совхоза (ныне сельхозпроизводственный кооператив) «Пригородный», жилые районы у станции метро «Парнас». Да еще и садоводства - «Климовец» у Кольцевой автодороги и пять садоводств на Ленинградской улице на границе с поселком Песочный. О том, как сегодня живется в МО Парголово, обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Сергею Глезерову рассказала председатель муниципального совета Ольга Кутыловская.

Ольга Кутыловская: «Мы стараемся сохранить внешний вид Парголова» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Ольга Алексеевна, согласитесь, нынешнее Парголово, которое сегодня одновременно и окраина мегаполиса, и северные ворота в Петербург, можно, используя расхожее выражение, назвать территорией контрастов...

- Да, за последние полтора десятка лет облик муниципального образования радикально изменился. Достаточно сказать, что за это время его население увеличилось с 12 до 59 тысяч, как явствует из данных Петростата на 1 июля прошлого года. Но эта цифра не вполне корректна, поскольку реально в кварталах одной только «Северной долины» проживают около 60 тысяч человек. А кроме нее - новостройки Осиновой Рощи (16 тысяч), СПК «Пригородный»: там 5 - 6 тысяч точно уже есть. Перепись населения 2020 года покажет реальную картину. Думаю, в Парголове будет зафиксировано больше ста тысяч жителей.

Когда я начинала здесь работать, все было внятно и понятно. В поселке - коренные парголовцы со времен графов Шуваловых: Бударины, Воробьевы, Налицкие, Баженовы, Москвины, Рукавишниковы, Мухины... Их внуки и правнуки. В «Пригородном» - работники совхоза. «Старая» Осиновая Роща (дома по нечетной стороне Приозерского шоссе) - семьи военнослужащих.

Теперь все иначе. В «новой» Осиновой Роще квартиры давали по программе Министерства обороны, и к нам приехали со всех краев. Лишь небольшая часть из Питера, в основном - из военных гарнизонов всей России: Север, Забайкалье, Сибирь... В «Северной долине» тоже живут люди из самых разных регионов страны. В «Пригородном» много блокадников - там в свое время предоставляли ветеранам квартиры по городской программе. Недаром сегодня там живет половина из всех ветеранов, зарегистрированных в нашем муниципальном образовании.

- Город неумолимо расширяется, пройдет еще немного времени, и свободных территорий, где можно строить высотки, не останется. Будет ли, по-вашему, сохранен парголовский частный сектор?

- Сегодня, чтобы изменить назначение земли, нужно внести коррективы в генплан. А согласно ему, у нас зона индивидуальной застройки. Садоводствам, которые находятся на территории нашего МО, тоже ничего не угрожает. У них сформированный кадастр территории, у многих садоводов оформлена собственность на землю. И их территория не попадает под новые планируемые дороги либо предприятия...

Остаются пока еще свободными земли между поселком и Кольцевой автодорогой, они принадлежат СПК «Пригородный». Существует вероятность, что их пустят под застройку. Но там есть препятствие: протекающая речка Старожиловка и ее притоки включены в государственный водный реестр. А это значит, что по обе стороны водного объекта существует защитная водоохранная зона.

Что же касается самого поселка Парголово, то кроме всего прочего мы находимся еще и в охраняемой зоне КГИОП. Здесь есть очень серьезные ограничения. По высотности: в одних местах в коньке крыши не выше десяти метров, в других - пятнадцати. Улица Некрасова, Полевая, часть улиц Шишкина и Озерной попали в особо охраняемую территорию. Ограничения по размерам - не более 20 - 25% от площади земельного участка, и общая площадь всего дома не должна превышать 200 метров.

- Но можно ведь неформально «решить вопрос»?

- С самостроем сейчас строго. У нас есть опыт участия в судах по сносу самовольных построек, которые превышают установленную высоту и площадь или не соответствуют назначению земельного участка. На Ключевой улице снесли два незаконно построенных таунхауса. Сейчас по суду признаны незаконными дома по Песочной, 23, Полевой, 14, Байкальской, 58. Здания пойдут под снос...

То есть мы стараемся внешний вид Парголова все-таки сохранять. В прошлом году начали (а в этом году закончим) благоустройство внутриквартальных территорий «старой» Осиновой Рощи. А вот в «новую Осинку» прийти на внутриквартальную территорию мы не имеем права, потому что там земельные участки сформированы под многоквартирные дома, поставлены на кадастровый учет и, согласно Жилищному кодексу, являются собственностью этих домов.

Чтобы как-то украсить жизнь этого нового микрорайона, мы в этом году выполним проект благоустройства территории рядом с земляной крепостью «Звезда» конца XVIII века. Там предусмотрены новые детская игровая и спортивная зоны, прогулочные дорожки, газоны.

- Сама крепость - объект культурного наследия!

- Конечно, и мы ее не трогаем. В прошлом году по согласованию с КГИОП мы привели ее в порядок, вывезли оттуда строительный мусор и остатки строений: там внутри был когда-то склад ГСМ. Вычистили середину «Звезды» от мелколесья и сухостоя. Сейчас видны валы, очертания крепости, а в последнее время там густой порослью стоял лес, лежали поваленные деревья, повсюду были кучи щебня и битого кирпича.

- В одном из последних выпусков полосы «Город в городе» ваши коллеги - муниципалы из Шушар - сетовали на дефицит зеленых зон. У вас иная ситуация: рядом Шуваловский парк. И все же как обстоят дела с экологией в Парголове?

- На территории муниципального образования появились два новых сквера. В «Пригородном» - между улицей 1-го Мая и дорогой на Северное кладбище. В Парголове - возле Финского озера, по другую сторону от Вороньей горы. Там были заросли кустарника и народная тропа, по которой жители проходили с улицы Некрасова на Озерную улицу. Местами дорога была заболоченной, потому что как раз там в озеро впадает ручей. В 2017 году этот парк размером четыре гектара занял первое место в городском конкурсе по нашей группе районов.

Радует, что жители достаточно бережно относятся к обоим новым паркам.

- Не секрет, что у жителей частного сектора и городских новостроек - и проблемы разные... Начнем с вывоза мусора?

- В частном секторе Парголова сегодня чисто. Однако сколько мы ни взывали к совести жителей, что за вывоз мусора надо платить, нас услышали меньше половины. У нас договоров - только на 40% владельцев. За остальных приходится платить нам. В начале следующего года организация сбора и вывоза мусора переходит на регионального оператора: этим будут заниматься городские структуры. У них с неплательщиками разговор будет короткий: неуплата будет «приглашением» в суд.

На что еще сетуют местные жители? На отсутствие общественного транспорта в Верхнем Парголове. Но там его практически невозможно запустить: доставшиеся нам в наследство узкие сельские дороги не соответствуют нормативным требованиям. Мы обращались к чиновникам, выполнили даже их требования для открытия коммерческого автобусного маршрута по улицам Ломоносова, Пляжевой и Шишкина. Поставили силовые ограждения, кое-где расширили обочину. Но нам сказали: в связи с отсутствием пешеходных зон, а также в связи с тем, что все равно ширина ваших дорог слишком мала, здесь пускать маршрут нельзя...

Между тем в поселке есть места, весьма удаленные от Выборгского шоссе. Пешком до шоссе добираться достаточно далеко. А именно там, на Выборгском шоссе, сегодня сосредоточены все супермаркеты, остановки городского транспорта... В глубине же поселка магазинов шаговой доступности практически нет.

А есть проблемы такого свойства, которые не под силу решить практически ни одной власти. Представьте себе достаточно распространенную ситуацию: есть частный дом, в нем жили родителями с детьми. Родителей не стало, и домом владеют, например, три хозяина в равных долях. Крайне редко, когда они остаются в дружбе. Договориться друг с другом они чаще всего не могут. И приходят к нам: помогите, мой сосед не хочет ремонтировать свою часть дома. Увы, с подобными бедами мы можем только рекомендовать обратиться в суд.

- Есть ли общие проблемы для жителей парголовского муниципалитета - и частного сектора, и новостроек?

- Конечно, это культура и досуг. Иными словами, куда податься людям после работы и в выходные? В какие кружки и секции отдать детей? В «Пригородном» для детей и юношества вообще никаких клубов нет. В Осиновой Роще в прошлом году открыли - спасибо администрации района - молодежный военно-патриотический клуб «Патриот» (Приозерское шоссе, 12, корпус 1). Но это единственное место.

Раньше все замыкалось на Дом культуры, расположенный в Верхнем Парголове на Выборгском шоссе. Но здание старое, сегодня оно уже не отвечает современным требованиям. Долгие годы говорилось о том, что нужно его реконструировать. Но мы находимся на территории, где строительная деятельность ограничена: в высоту увеличивать постройку нельзя, а в ширину - не позволяют границы земельного участка. Было подготовлено несколько проектов, но ни один из них не может быть реализован при существующих ограничениях...

Радует, что в соседней «Северной долине» уже есть здание, предназначенное под местный Дом культуры. Правда, пока это просто строительная коробка с подведенными коммуникациями. Кроме того, в том же районе уже есть встроенные помещения под большую библиотеку и молодежный клуб. Застройщик должен передать эти помещения городу, а тот уже будет заниматься их наполнением. Городские власти сейчас нажимают на застройщика, чтобы он активнее выполнял социальные обязательства: строил школы, детские сады и поликлинику.

- Рядом с «Северной долиной» - территория поселка Торфяное. Какова его дальнейшая судьба?

- В конце прошлого года там были окончательно снесены все ветхие пустовавшие барачные строения, в которых когда-то жили работники торфопредприятия. Территорию подготовили под застройку - здесь будут малоэтажные многоквартирные дома (четыре этажа плюс мансарда), которые возведут в рамках реализации городской программы «Молодежи - доступное жилье». Работы должны начаться уже в этом году.

В целом на перспективы Парголова я смотрю позитивно. Всегда говорю: жить на земле - это счастье. Во всем. Когда ты утром встаешь и думаешь о том, что тебе надо перед работой добежать до кормушек и покормить птиц и белок - это радость... А каких только птиц здесь не водится, на территории Парголова! Здесь замечательная природа - по соседству с мегаполисом.

#Парголово #интервью #муниципалы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (6384) от 20.02.2019 под заголовком «Поселок у большой дороги».


Комментарии