Порты «штормит». Как пандемия повлияла на морскую торговлю

До морских портов Петербурга и Ленобласти волна перемен, связанных с пандемией, докатилась довольно быстро. Одними из первых они ощутили приостановку производства во многих странах мира, снижение спроса и сбои в незыблемых вроде бы схемах транспортировки. Это отразилось и на работе терминала «Бронка», единственного глубоководного порта Северной столицы. По объему грузооборота в первом квартале он не очень просел, обеспечив по сравнению с тем же периодом прошлого года прирост 6% (вдвое больше, чем в целом по России). Но уже было понятно, что это лишь первые отзвуки кризисных явлений.

Порты «штормит». Как пандемия повлияла на морскую торговлю | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

В январе российские стивидоры, по данным Ассоциации морских торговых портов, подтянули совокупный грузооборот на 1,7%, до 68,6 млн тонн. Заметнее всего он вырос (до 22,2 млн тонн) на пунктах перевалки Балтийского бассейна, ведь внешнеторговый оборот Северо-Запада на подъеме. Причем экспортные поставки этой части страны значительно превышали ее импорт, и эта тенденция сохранилась в минувшем году (соответственно, 50,7 и 37,7 млрд долларов).

Но уже в начале 2020-го появились первые признаки неблагополучия, а в марте ситуация стала обостряться. Изменение грузопотоков почувствовали тогда многие порты, включая те, что расположены в Ленобласти. С падением объемов перевалки начали сталкиваться и петербургские портовики. Так, «Терминал морской рыбный порт» отметил снижение контейнерных грузов из Китая после вспышки там пандемии, а другой оператор, «Терминал Святого Петра», - уменьшение экспортных грузопотоков в европейском направлении.

Специалисты многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка», находящегося на южном побережье Финского залива, у города Ломоносова, в свою очередь наблюдали такую картину: из-за введенного в Европе карантина в марте-апреле снизились поставки накатных грузов (новые легковушки) и отправляемых за рубеж пиломатериалов. Падение экспорта российских удобрений, от которого пострадали многие терминалы, «Бронку» не затронуло, с этим грузом порт сейчас не работает. А вот снижение импорта из Китая он вполне ощутил, правда, не сразу (путь-то не близок), а в начале второго квартала.

«Бронка» специализируется в основном на перевалке контейнерных и генеральных (трубы, металлопрокат и др.) грузов. В настоящее время там работает более 100 единиц погрузчиков, тягачей и другой техники. А когда был введен в эксплуатацию второй мобильный кран Liebherr LHM 800, самый мощный в мире, ММПК «Бронка» стал единственным в России портом, способным обрабатывать крупногабаритные и тяжелые грузы весом до 500 тонн (некоторое оборудование выгоднее перевозить в собранном виде), и управлять этими великанами может один оператор.

Стоит напомнить, что после завершения в районе «Бронки» дноуглубительных работ к этому многофункциональному комплексу, единственному в «Большом порту Санкт-Петербург», смогли подходить почти 350-метровые суда шириной до 50 метров и с осадкой до 13 метров (в Ленобласти такие контейнеровозы и паромы могут принимать лишь два порта - «Приморск» и «Усть-Луга»). Это обстоятельство тоже сказалось на его развитии. В прошлом году «Бронка» сделала рывок в перевалке контейнерных грузов, обработав 241,8 тыс. TEU (мера, равная 20-футовому контейнеру), то есть на 32% больше, чем годом ранее, и заняла седьмую позицию в рейтинге российских портов.

Однако из-за вспышки коронавируса положение дел заметно изменилось. По словам Алексея Шуклецова, исполнительного директора ММПК «Бронка», участники логистических цепочек поначалу слегка растерялись: сворачивалось производство, закрывались распределительные центры готовой продукции, не относящейся к товарам первой необходимости. Это привело к увеличению сроков нахождения в порту грузов, ожидающих отправки.

«Отсутствие стабильности вынуждает импортеров делать закупки с запасом, в таких объемах, с которыми их складская сеть не справляется, - продолжает специалист. - А экспортеры, чтобы не останавливать производство, вынуждены доставлять свои непроданные товары в порт и только после заключения сделки декларировать и отправлять их за рубеж. Для тех и других порт оказался наиболее подходящим местом для складирования товарных запасов».

Однако опыт работы в условиях падающего рынка у этого терминала, начавшего работу в 2015 году, после введения экономических санкций против России, уже был. К тому же «Бронка» построена с большим запасом прочности, говорят портовики, и намерена продолжить наращивать мощности: планирует построить, к примеру, причалы длиной 324,4 метра для перегрузки сверхтяжелого и крупногабаритного оборудования.

Словом, более продолжительное, чем раньше, накопление экспортно-импортных грузов на работе порта не сказалось. До конца года время их технологического накопления на своих открытых площадках и в складских помещениях (там хранятся боящиеся плохой погоды грузы) «Бронка» увеличила для российских компаний без дополнительной платы вдвое.

Логистическая отрасль, несомненно, будет приходить в себя по мере восстановления объемов международных торговых операций, но когда это случится, сказать трудно. Хотя опыт прошлых «штормовых» ситуаций показывает, что грузопоток из некоторых регионов может и резко упасть, и столь же быстро вернуться в норму.

#порт #море #кризис

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6702) от 18.06.2020 под заголовком «Когда порты «штормит»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.