Порог для «крупняка». Условия входа в национальный проект изменились
С 2021 года параметры участия российских предприятий в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости» пересмотрят: верхний порог годовой выручки 30 млрд рублей отменят, а вот нижний поднимут вдвое, до 800 млн. Но до конца этого года у предприятий с выручкой от 400 млн рублей еще есть шанс оказаться в числе компаний, которым помогут поднять эффективность труда.
ФОТО pixabay
«Повышая производительность гигантов российской промышленности, мы улучшаем отдачу отрасли в целом, тем самым делая более эффективной экономику как самого предприятия, так и региона – многие из них являются градообразующими», – комментирует Николай Рогачев, первый заместитель председателя комитета по труду и занятости Петербурга.
По его оценке, данная мера позволит запустить адресные меры поддержки, внедрить систему бережливого производства на крупнейших промышленных предприятиях страны и транслировать этот передовой опыт на другие. «Нам нужно форсированно наращивать производительность труда, ежегодно увеличивая на 5 – 6%, – заметил эксперт. – Ее низкий уровень – одна из главных проблем экономики».
Действительно ли нам это так необходимо? С точки зрения эффективности труда вопросов нет. Да, в России есть как отрасли (фармацевтика, IT и некоторые другие), так и отдельные предприятия, которые отвечают требованиям современности, работая с максимумом производительности. Они оборудованы по последнему слову техники, используют высокие технологии и располагают персоналом, квалификация которого соответствует уровню производства.
Однако в среднем по экономике Россия не то чтобы в середнячках – производительность труда в ней в 2,5 – 3 раза ниже, чем у мировых передовиков. Наш уровень, увы, сравним с Мексикой, Чили и другими странами, не претендующими на роль экономических лидеров. А мы, как известно, претендуем. Причем зачастую нам мешает выйти в лидеры вовсе не техническая и технологическая отсталость, а организационная безалаберность – нередко мы просто не считаем нужным выстроить производственный процесс так, чтобы он был максимально выгодным. Именно на «расшивку» узких мест, мешающих производству быть эффективным, как раз и нацелен национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».
«Отмена верхнего порога по выручке позволит участвовать в нем многим промышленным предприятиям, – считает Ирина Голубцова, генеральный директор регионального центра компетенций в сфере производительности труда. – Особенно в обрабатывающей отрасли, где на их долю приходится около 80% всего объема производства Северной столицы».
При этом Иван Погуляев, руководитель управления макрорегиона АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда», акцентирует внимание на отраслях, участвующих в национальном проекте. По его словам, более половины из них – как раз обрабатывающие производства. Но активное участие в нацпроекте принимают и те, что представляют сельское хозяйство, ЖКХ, а также строительную и транспортную отрасли.
В целом по России в проект уже вовлечено около 1960 предприятий из 64 регионов. А в Петербурге в нем участвуют примерно 50 компаний, среди которых Кронштадтский морской завод, фабрика «Скороход», многопрофильный холдинг «Ленполиграфмаш» и целый ряд других.
Интерес к проекту велик: эксперты РЦК (регионального центра компетенций в сфере производительности труда) помогают средним и крупным предприятиям города внедрять инструменты бережливого производства, устранять неэффективность производственных процессов, а также обучать персонал методам повышения производительности труда. Как правило, вместе с рабочей группой самого предприятия они помогают создавать производственные потоки, которые впоследствии могут стать образцом для подражания по эффективности и правильной организации труда. Впрочем, новое – это хорошо забытое старое. Ведь существовавшая когда-то в Союзе система НОТ (научная организация труда) была заточена на достижение тех же целей, одной из которых был рост эффективности труда.
Поскольку для предприятий вся предоставляемая РЦК поддержка бесплатна, а за счет комплекса мер в ходе совместной работы удается сокращать издержки производства и достигать роста выручки в среднем на 13% в год (такой результат показали пилотные предприятия – участники проекта по всей России), заинтересованность в нем растет. «Государство помогает бизнесу увеличить производительность труда без долговой нагрузки и масштабных преобразований, – оценивает генеральный директор РЦК Ирина Голубцова. – Это особенно актуально в условиях сегодняшней нестабильной экономики, связанной с распространением коронавируса, когда ресурсы бизнеса весьма ограничены».
Весьма позитивно влияет программа и на инициативу сотрудников предприятий. Так, в Ростехе развивают программу подготовки технологических лидеров «Вектор»: ее победители суммарно получат до 250 млн рублей на реализацию инновационных проектов. «Чтобы разработать новый продукт и успешно закрепиться на рынке, одной инженерной мысли недостаточно: нужно быть изобретателем, дизайнером и маркетологом одновременно», – подчеркивает зам. генерального директора Ростеха Дмитрий Леликов.
Правда, вопросы по части занятости все же остаются. Как известно, повышение производительности труда сопровождается совершенствованием его процесса и ведет к сокращению персонала. Однако в условиях дефицита кадров речь об этом заходит крайне редко: скорее, идет перераспределение людских ресурсов в пользу общей эффективности производства. И фраза «не числом, а умением» в этом случае вполне годится.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6817) от 01.12.2020 под заголовком «Порог для «крупняка»».
Комментарии