Попытка номер два. Еще раз о налоге для самозанятых

Недавно принятый Госдумой закон о введении налога на профессиональный доход (НПД) для самозанятых на рынке труда расценивают как желание государства сделать первый шаг к «обелению» этого сегмента. Многие специалисты уверены: часть работающих на себя предложением наверняка воспользуются. Но кардинальных перемен в сфере занятости населения оно не вызовет.

Попытка номер два. Еще раз о налоге для самозанятых | Иллюстрация gorbach-elena/shutterstock.com

Иллюстрация gorbach-elena/shutterstock.com

К категории самозанятых сейчас относят всех, у кого в отсутствие работодателя и наемных работников имеется постоянный доход от профессиональной деятельности. Соавтор нового закона председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров пояснил, что самозанятым не считается человек, который «однажды помог соседу вскопать грядку». «Но если он вспахивает грядки на регулярной основе, то уже входит в правовое поле и считается самозанятым», - поясняет он. По новому закону, с января 2019 года в четырех тестовых регионах России эта категория людей, работающая с физическими и юридическими лицами, получает право отчислять государству 4 и 6% доходов, соответственно.

«Закон удобен, скорее всего, для малого бизнеса и будет пользоваться спросом у тех, кто уже сейчас регулярно платит налоги», - считают многие эксперты. Стоит отметить, что НПД позволяет самозанятым легализоваться и выйти из «тени» по собственному желанию: регистрация в мобильном приложении является добровольной. Правда, ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена по другой линии.

«В связи с добровольным характером и сложностью контроля за налогоплательщиками у представителей юридического сообщества новинка вызывает много вопросов, - говорит Павел Пенкин, старший партнер одной из питерских групп компаний. - В первую очередь это связано с тем, что основная часть оборота у самозанятых осуществляется наличными или переводами по банковским картам». По оценке эксперта, плюсом для работников будет то, что согласившийся на уплату НПД специалист освобождается от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а также избежит дополнительных проверок. «О какой-либо выгоде, которую сможет получить государство от легализации самозанятых, не говорится», - резюмирует наш собеседник.

Он напоминает: попытка вывести самозанятых из «тени» недавно уже предпринималась. Так, в ноябре 2016-го в РФ был принят закон, который позволял некоторым категориям граждан получить налоговые каникулы вплоть до 2019 года. Однако, казалось бы, выгодное самозанятым предложение не пошло: по всей стране количество легализовавшихся таким образом специалистов исчисляется всего несколькими сотнями.

«Считаю, что эта мера не способна существенно поменять картину рынка труда, - полагает предприниматель Владислав Гусаков. - Да, какая-то часть из самозанятых в новый формат перейдут. Но многие из них не видят мотива для такого шага».

По оценке Гусакова, это связано как раз с тем, что работающие на себя профессионалы в основном получают деньги наличными или с помощью переводов на свои кредитные карты. «Отследить оплату и доказать, что деньги в этом случае переводились за работу или услугу, крайне сложно, - поясняет он. - И люди вряд ли добровольно отдадут даже их часть в виде нового налога». По мнению предпринимателя, побудить людей сделать это могут либо жесткие меры, предполагающие высокий уровень ответственности (юридической и финансовой), либо очевидная мотивация, делающая выход из «тени» безусловно выгодным.

Есть и еще одна причина, которая может осложнить перезагрузку рынка труда самозанятых. У большинства из них, как считают эксперты, нет знаний и навыков для работы в новом качестве. «Сложно представить себе сапожника из Ташкента или почтенного возраста няню, онлайн сдающих отчетность за третий квартал в личном кабинете банка», - замечает эксперт рынка труда Вероника Смехова. Поэтому не исключено, что значительная часть самозанятых (особенно в российской глубинке) предпочтут все оставить по-старому еще и из-за нежелания «заморачиваться» с современными технологиями.

Тем не менее аналитики предполагают, что некоторый эффект от введения налога на профессиональный доход для самозанятых все же будет.

«Наибольший может быть получен в тех сегментах, где в качестве способа оплаты работ или услуг доминирует безналичный перевод с использованием банковских счетов, - говорят эксперты. - При условии, конечно, наличия продуманного контроля за ними».

В первую очередь это возможно в тех сферах деятельности, где оказывают услуги, основанные на высоком уровне профессиональной подготовки. В образовании, юриспруденции, медицине, обслуживании компьютерной техники. А вот в «простых» специальностях, скорее всего, многое останется по-прежнему. Ведь трудно предположить, что регулярно вспахивающий огороды дядя Вася сразу же побежит регистрироваться в мобильном приложении как самозанятый. Владислав Гусаков, к примеру, работающий в сфере проектных работ для строительства, где фрилансом занимается практически каждый инженер, утверждает: из более чем ста знакомых ему специалистов в новый статус пока никто переходить не собирается.

КСТАТИ

По данным Федеральной налоговой службы, в настоящее время в России зарегистрированы 1746 человек, ежемесячно отчисляющих налог на профессиональный доход самозанятых. Реальное количество таких специалистов, по разным оценкам, варьируется в стране от 10 до 12 миллионов человек.

#налог #работа #самозанятость

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235(6344) от 17.12.2018 под заголовком «Попытка номер два».


Комментарии