Покупка Гренландии: зачем Дональд Трамп хочет присоединить остров к США

Дональд Трамп с упорством носорога настаивает на покупке у Дании острова Гренландия. Хотя и 90 % жителей против того, чтобы стать колонией Америки после того, как сотни лет были колонией Дании, и Датское королевство возражает.

Покупка Гренландии: зачем Дональд Трамп хочет присоединить остров к США | ФОТО Visit Greenland on Unsplash

ФОТО Visit Greenland on Unsplash

Однако Трампу прямо приспичило. Уже и сын его туда отправился — осмотреть будущие владения. «Люди получат огромную пользу, когда она станет частью нашей страны. Сделаем Гренландию снова великой!» — написал вдогонку Трамп-папа в своей соцсети. Премьер Гренландии Муте Эгеде хотя и успел выступить против присоединения к Америке, в новогоднем обращении к жителям все же призывал к полной независимости от Датского королевства.

Сможет ли остров размером более 2 млн кв. км и населением всего 56 тыс. человек в этом случае стать полностью суверенным? Не исключено, что Гренландия просто станет жертвой поглощения тех же США. Особенно в свете нарастающей конкуренции за богатства Арктики. Кстати, вовсе не обязательно, что остров станет 51‑м штатом Америки. У США есть, например, формат «ассоциированной территории» — организованной (Пуэрто-Рико, Виргинские острова, Северные Марианские острова, остров Гуам) и неорганизованной, которые могут иметь даже самоуправление и конституцию (Самоа, острова Джарвис, Навасса, Хауленд и др.).

От статуса колонии Гренландия уже довольно далеко эволюционировала «в сторону от Дании» — до положения самоуправляемой автономии после референдума 1979 года. В 2009 году после еще одного референдума Дания приняла новый закон о самоуправлении острова, который еще больше расширил его автономию. При этом Копенгаген продолжает субсидировать Гренландию — на полмиллиарда долларов в год. По закону 2009 года, Гренландия может объявить независимость после проведения еще одного референдума уже без согласия Копенгагена.

Интерес к острову, 4/5 территории которого покрыто льдом, нарастает на фоне глобального потепления и роста конкуренции за богатства Арктики. Если представить, что США действительно присоединят Гренландию, как некогда купили Луизиану (в 1803 году), удвоив тогдашние территории, то станут второй арктической державой после России по секторальному присутствию в регионе. Если считать вместе с близкой по культуре и политическому курсу Канадой, то почти вся Арктика станет российско-«англосаксонской» (хотя второй термин не совсем корректный), плюс Норвегия со Шпицбергеном. Это будет означать контроль США над транспортными путями через Арктику, в том числе в противовес Китаю, который рассматривает варианты транзита через Арктику в Европу. Также можно отметить, что остров находится между Америкой и Россией в той части мира, которая становится более судоходной по мере таяния арктических льдов. Продолжительность летней навигации в Северном полушарии растет. По данным Арктического совета, за последние 10 лет объем арктического судоходства вырос на 37 %.

В военном плане США уже давно закрепились на острове, отвечая за «безопасность» Гренландии еще с 1951 года по договору с Да­нией. Здесь находится американская военная база Питуффик (потенциал до 10 тыс. человек), играющая роль раннего предупреждения о ракетном нападении. Острову отведена важная роль в контроле за той полосой Атлантики, которая может стать маршрутом для российских подлодок к восточному побережью Америки и к Северной Атлантике в целом.

С экономической точки зрения Гренландия — карлик с ВВП 3 млрд долларов. Более 40 % занятых — госслужащие (в США это 15 % рабочей силы), более половины бюджетных расходов лежит на Дании плюс дотации. Между немногочисленными поселениями нет дорог. Основная отрасль — рыболовство. Но при этом Гренландия — это колоссальные природные ресурсы. Там расположены запасы 43 из 50 минералов, которые США считают критически важными, включая крупнейшие месторождения редкоземельных металлов за пределами Китая, имеющие важнейшее значение в современных технологиях и «зеленой» энергетике.

В ЕС есть аналогичный «критический» список: в Гренландии расположены месторождения 25 из 34 минералов, указанных в нем, включая графит, металлы платиновой группы и ниобий. Сегодня именно Китай доминирует в мировом производстве редкоземельных металлов и уже не раз грозил ограничить экспорт критически важных минералов в качестве орудия в торговой войне с Америкой в случае ее обострения при Трампе.

По оценкам Геологической службы США, нефтяные запасы Гренландии составляют до 52 млрд баррелей нефти (3 % мировых разведанных запасов). Правда, местное правительство запретило разведку нефти в 2021 году. Но по мере потепления климата полезные ископаемые станут более доступными, а также еще более ценными. Кстати, после референдума 2009 года Дания не только фактически предоставила Гренландии право провозгласить независимость, но и уступила островитянам контроль над природными ресурсами.

Так что, по сути, любая покупка должна быть не у Дании, а у самих жителей Гренландии. Предложить, например, каждому из 56 тысяч жителей по миллиону долларов. Для Америки — пустячная сумма, учитывая будущие доходы от эксплуатации природных ресурсов. То есть в итоге сделка по покупке острова, которая сегодня кажется, мягко говоря, не совсем вписывающейся в систему международных отношений, может оказаться лишь вопросом цены, которую Америка будет готова заплатить, а островитяне — принять. Копенгаген потом проинформируют.

Читайте также:

Нефтяные ориентиры: как могут измениться цены на черное золото в наступившем году

Эпоха глобальных перемен. Итоги 2024 года в мировой экономике


#политика #Дональд Трамп #Гренландия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7825) от 14.01.2025 под заголовком «Покупка Гренландии».


Комментарии