Погружение в Алтай: край, наполненный таинственной силой, для многих оказывается «окном в другой мир»

В Алтай погружаешься, как в океан. Сразу и с головой. На глубину, у которой, кажется, нет дна. Это таинственный и суровый мир, наполненный невероятной энергетикой. Настоянный на легендах, преданиях, духах, шаманах и прочей эзотерике, он затягивает, будто в мощную воронку. Здесь древняя история, стык нескольких религий и цивилизаций, места силы, откуда якобы открывается выход в иные миры. Попав сюда впервые, многие потом уже не могут оторваться — уходят от шума больших городов и навсегда остаются в этом царстве духов. За неделю путешествий всю бездну осилить невозможно — разве только пройти по краешку.

Погружение в Алтай: край, наполненный таинственной силой, для многих оказывается «окном в другой мир» | Вид на реку Катунь со смотровой площадки в урочище Че-Чкыш./ФОТО АВТОРА

Вид на реку Катунь со смотровой площадки в урочище Че-Чкыш./ФОТО АВТОРА

Саркофаг для принцессы

Столица Республики Алтай и ее единственный город — крошечный, затерянный в горах Горно-Алтайск. Имеющий, однако, свой аэропорт (из Петербурга — один рейс в неделю) и грандиозный, совсем уж несоизмеримый с ним по масштабу Национальный музей имени А. В. Анохина, известного ученого-этнографа, композитора, основоположника профессиональной музыки алтайцев. Еще в начале прошлого века он совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай. Изучал историю и быт местных племен — алтайцев, кумандинцев, телеутов, шорцев. Собирал материалы по шаманству, фольклор, национальные песни, которые потом разучивал с детским хором школы-интерната, где работал простым учителем.

Алтай3_Ру.jpg
Эти духи веками стерегут Алтай./ФОТО АВТОРА


Именно он, «алтайский Миклухо-Маклай», открыл полудиким горцам блага цивилизации. А миру — самобытную (и во многом первобытную!) культуру этих людей. «Я мог бы жить в любом краю России, но гигантская мощь красоты Алтая, как магнитом, притянула меня», — признался он своим ученикам. Музей — его детище. Начинался он как школьный, потом стал городским. Анохин пополнял фонды коллекциями из своих многочисленных экспедиций. После его смерти в 1931‑м дело продолжили многочисленные последователи — археологи, этнографы, художники. Работа не прекращалась даже в годы войны. В специально построенное для него здание музей въехал в 1988‑м, а нынешнее великолепие приобрел после реконструкции 2010‑го, когда его площадь увеличилась более чем вдвое.

Сегодня в нем — вся жизнь Алтая. Флора и фауна, минералы и водные ресурсы, история и быт местного населения начиная с каменного века, шаманские костюмы и бубны, бивни мамонтов, рукописные и редкие книги, становление промышленности и сельского хозяйства в советские годы.

Алтай2_Ру.jpg
Жизнь и быт алтайской глубинки наглядно представлены в Национальном музее имени А. В. Анохина./ФОТО АВТОРА


Особая гордость музея — мумия 25‑летней забальзамированной женщины из кургана на плато Укок. Погребенная предположительно в V – III веках до нашей эры, она была обнаружена археологами в 1993 году в колоде, забитой четырьмя медными гвоздями и наполненной льдом. Сохранилось все: парик, татуировки, одежда, украшения, косметические принадлежности и посуда. Рядом — останки шести жертвенных лошадей.

Находка вызвала невероятный околонаучный ажиотаж. С легкой руки журналистов мумию назвали Укокской принцессой. Однако ученые к этому титулу отнеслись скептически. По их мнению, «принцесса» — женщина из слоя чуть выше среднего. Уникальный экспонат хранится в специальной пристройке, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного режима и уровня влажности. И в той же позе спящей на правом боку, в которой «принцессу» и нашли.

«Пионер» со счастливой судьбой

Телецкое озеро — визитная карточка Алтая. Ни один турист, прибывающий сюда, не упустит возможности побывать на его берегах. Горное ущелье длиной 78 километров, а шириной от трех до пяти заполнено чистой водой, по объему которой оно уступает лишь Байкалу. Питают его около семидесяти рек и горных ручьев, а вытекает из него только одна — бурная Бия. Величественный водоем, обрамленный стенами вековых сосен, кедров и отвесных скал, поражает своей красотой. Для полноты же ощущений стоит прокатиться по нему на теплоходе «Пионер Алтая».

История этого судна, по сути, сов­ременная легенда. Построено оно было в 1964 году в Москве и потом два года работало в Московском речном пароходстве. На Телецкое же озеро пришло… своим ходом. Канал имени Москвы, Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал, Белое море. Оттуда — Северным морским путем в Обскую губу, по Оби до Барнаула. Там перезимовало и для уменьшения осадки было максимально облегчено. Сразу после вскрытия Оби ушло в Бийск и с началом паводка пошло вверх по реке Бии. Уже на подходе к озеру начались перекаты и пороги, и там судну помогали двигаться трактора и военная техника, шедшие по кромке берега и тянувшие его тросами.

Теплоход честно отработал до начала 1990‑х. В 1997‑м потребовался серьезный ремонт, денег на который не нашлось. Судно встало на прикол и долго стояло заброшенным. В 2007 году прокуратура Республики Алтай вынесла постановление о его утилизации как представляющего опасность для Телецкого озера. Ржавеющий корпус «Пионера Алтая» вытащили из воды и выставили на продажу. Приобрел его Иван Южаков, предприниматель из соседнего села ­Иогач. Рядом с заброшенным судном прошло его детство. На нем играли в прятки, с него ныряли…

Восстановление судна казалось невозможным. Но чудо случилось благодаря Новосибирскому инженерному центру судового проектирования. По словам его директора Николая Нефедкина, это был первый случай восстановления такого судна, и в 2013 году государственная комиссия приняла теплоход в эксплуатацию. Аудиогид на борту говорит мягким голосом Николая Дроздова, который подробнейшим образом рассказывает о местных растениях, животных, птицах и рыбах. Гигантский, почти не тронутый человеком мир — на большей части берегов нет дорог, и природа существует там буквально в первозданном виде. Статус поддерживается: здесь располагается особо охраняемая природная территория — Алтайский государственный природный биосферный заповедник.

Остановки — у двух местных дос­топримечательностей, водопадов Корбу и Чоодор. Чистейшая хрус­тальная вода низвергается с поросших лесом скал. Пьешь — и будто подзаряжаешься неисчерпаемой энергией Алтая.

Алтай4_Ру.jpg
Водопад Чоодор — одна из главных достопримечательностей побережья Телецкого озера./ФОТО АВТОРА


Места силы

Чуйский тракт, по меткому выражению уроженца этих мест Василия Шукшина, «след бича, стеганувшего по горам». Тянется он от Новосибирска до границы с Монголией, насквозь пронизывая Алтайский край и Республику Алтай (кто не знает, это два разных региона). Когда‑то узенькая караванная тропа, северное ответвление от Великого шелкового пути, ныне она превратилась в великолепную трассу, по праву считающуюся одной из самых красивых в России.

Окруженные суровыми скалами серпантины, поросшие ярко-зелеными лесами склоны, заснеженные горные вершины, выжженная солнцем коричневая степь… Здесь, на этой дороге, если вдумчиво ехать, можно, наверное, провести не одну неделю, и погружение в Алтай будет обеспечено.

Многие километры трасса вьется вдоль главной водной артерии региона — реки Катуни. Среди ее бирюзовых вод, напротив гор Верблюд и Бешпек, располагается скалистый остров Патмос. «Однофамилец» того самого, греческого, где апостол Иоанн Богослов написал последнюю книгу Нового Завета. Назвали его так миссионеры, которые часто плавали сюда на лодках ради уединенных молитв. В 1915‑м на острове построили посвященный апостолу храм. Но в Гражданскую войну его разграбили и сожгли.

Восстановил святыню уже в 1990‑е известный московский фотограф Виктор Павлов. Распродав все свое московское имущество, он поселился здесь с женой. Супружеская пара посвятила храму всю остав­шуюся жизнь. Сегодня это место паломничества сотен тысяч человек, с берега к храму ведет подвесной мост. Двадцатиметровое помещение вмещает трехъярусный иконостас, среди нескольких десятков икон две — чудотворные. Вместо колоколов — металлические плас­тины, «билы», звон которых разносится далеко над Катунью.

Чуть в стороне от Чуйского тракта, за Семинским перевалом, находится одно из главных мест силы Алтая — Каракольская долина. Ее территория входит в природный парк Уч-Энмек, название которому дала священная для местных жителей гора. В переводе с алтайского оно звучит как «Три темени». Считается, что через трезубец вершины горы из космоса снисходит утроенной силы энергия, способная очистить души людей от злых помыслов и намерений, вселить веру в любовь и добро. Здесь древнейшие поселения людей, оставивших после себя более пяти тысяч загадочных артефактов — петроглифов, балбалов (таинственные каменные изваяния), ритуальных алтарей, каменных стел и плит.

Сердце долины — урочище Башадар, грандиозный сакральный комплекс с целой россыпью курганов. Большинство из них исследованы археологами и дали обширную информацию о культуре скифов, которые жили на территории Алтая более 3000 лет назад. Но загадки остались. Аномальные магнитные излучения. Более ста каменных колец, обрамляющих курганы. Ледяные линзы, позволившие сохранить их содержимое и нигде, кроме этих мест, не встречающиеся.

Алтай надежно хранит свои тайны. И вряд ли кто‑то когда‑то сможет их разгадать.

Самые популярные места, где россияне встречали новый год (в % от общего числа туристов)

нг1.jpg
нг2.jpg

Источник dzen.ru / ФОТО www.freepik.com / Инфографика Анны Ванеевой 



#Алтай #достопримечательности #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7579) от 11.01.2024 под заголовком «Погружение в Алтай».


Комментарии