Подушка безопасности

Красивое сравнение принадлежит заму главы Федерального агентства по образованию Евгению Бутко, выступавшему в Большом университете на Совете ректоров Северо-Запада. Сравнение было дополнено цитатой из Высоцкого «Тот же лес, тот же воздух и та же вода...» с поправкой: в нашем случае и лес, и воздух, и так далее — отнюдь не те же.  «Мы еще не почувствовали, что теперь совершенно иная ситуация с получением высшего образования», — пояснил чиновник.

Подушка безопасности  | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

«Имеют риск не трудоустроиться»

Как на грех, эта иная ситуация совпала с не менее иной экономической ситуацией в мире и стране: российский ВВП уже сократился на 2,4%, количество увольнений растет. Государство выделит 43 миллиарда рублей на опережающую переподготовку населения, но только 11 субъектов Федерации заключили договоры с Федеральной службой по труду и занятости и, следовательно, на получение средств на эту переподготовку. Прочие субъекты еще не проснулись.

По словам Евгения Бутко, уже есть «колоссальная тревога» по поводу трудоустройства выпускников вузов этого года. И вузовские отчеты, согласно которым из 45 тысяч 896 (оцените точность) выпускников высших учебных заведений СЗФО лишь 2801 (оцените точность) «имеют риск не быть трудоустроенными», не успокаивают: реальность может не подтвердить эти данные.

А если армию безработных пополнят нынешние 11-классники, в силу тех или иных обстоятельств не поступившие в вузы, «сами знаете, чем это может закончиться» (резюмировал Бутко, и даже не знавшие догадались, что ничем хорошим).

В вузе молодой элемент как бы при деле. Между тем прием этого года из-за новых правил рискует омрачиться именно досадными непоступлениями — и «подушка безопасности», призванная, как говорят, «минимизировать риск социальной напряженности и безработицы», не сработает просто потому, что потенциальный абитуриент что-то недопонял и прокуковал.

Большие переменки

Об особенностях приема этого года мы уже писали, но выражение, с которым глава «Рособрнадзора» Любовь Глебова взывала к собравшимся ректорам: «Закон о ЕГЭ вступил в силу!», вызвало робкое подозрение: не то что мы с вами — не все ректоры свыклись с переменами.

Ректоров понять можно: закон о ЕГЭ принят, но — будете смеяться (плакать) — кое-что опять изменилось. Плакать, впрочем, не стоит: как уверила Любовь Глебова, «правила если меняются, то только в интересах абитуриентов», изменения — как раз реакция на тревожные сигналы.

Из недавнего: мы уже писали о том, что ЕГЭ не является обязательным для получающих второе высшее; для 153 льготных категорий (в том числе для граждан с ограниченными возможностями); теперь ЕГЭ необязателен и для выпускников учреждений среднего профобразования, поступающих на профильное обучение по сокращенной программе; для иностранцев; для россиян, учившихся в иностранных школах.

Преприятнейшее известие: ЕГЭ необязателен для поступающих на вечернее/заочное, но закончивших школу раньше 1 января 2009 года, — так учтены права выпускников, не имеющих опыта сдачи экзамена в форме теста.

Вышеперечисленные товарищи будут сдавать вступительные в той форме, которую установит вуз; хотя, по желанию, можно замахнуться и на ЕГЭ (повторим, замахиваться нужно до 1 марта).

Что к чему

Для всех остальных (то есть для школьников) правила неизменны, и мы их будем повторять с упорством маньяков — слишком велика ставка.

Итак.

Все вузы с аккредитацией — хоть государственные, хоть частные — принимают исключительно по результатам ЕГЭ.

Свидетельство с результатами ЕГЭ действует 2 года.

Школьный аттестат (зрелости), в который выставляют оценки по привычной 5-балльной шкале, — это лишь допуск к итоговой аттестации.

Итоговая аттестация по сути — проверка со стороны государства: так ли хорошо учила школа, как это явствует из аттестата. Все оценки государство проверить не может и ограничилось контролем знаний по двум предметам: русскому и математике. Они обязательны, сдаются в форме ЕГЭ и проверяются независимым органом в Москве. Балл, ниже которого экзамен считается несданным, установит «Рособрнадзор» — через 6 — 7 дней после экзамена.

Успешно сдав ЕГЭ по русскому и математике, ученик как бы подтверждает остальные оценки в аттестате. Не сдав хотя бы один из обязательных, не подтверждает и, соответственно, не получает аттестат зрелости.

Больше ЕГЭ — больше выбор

Успешно сданные обязательные ЕГЭ по русскому и математике — это возможность поступить в учреждение среднего профобразования. Но не высшего.

Для поступления в вуз нужны результаты ЕГЭ по:

а) обязательному предмету (русский язык);

б) профильному предмету — какому именно, вуз поясняет на своем сайте. Например, для направления и специальности «Востоковедение, африканистика» восточного факультета СПбГУ профильным заявлена история;

в) один или два дополнительных предмета (по желанию вуза). Так, на «востоковедении, африканистике» в формате ЕГЭ заявлен иностранный язык;

г) 24 ведущих российских вуза (из них 4 петербургских — СПбГУ, Университет аэрокосмического приборостроения, Финэк и Университет ИТМО) проводят по некоторым направлениям дополнительные испытания уже не в формате ЕГЭ. На «востоковедение, африканистику» в СПбГУ нужно сдать еще раз историю — письменно с собеседованием.

Уже не раз рекомендовано: сдать как можно больше предметов в формате ЕГЭ — тогда расширится выбор вузов и направлений. Перечень предметов в итоговой аттестации, то есть предметов, которые можно сдать в формате ЕГЭ помимо русского и математики, — такой: литература, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), биология, география, информатика, история, обществознание, физика, химия.

Частый вопрос: допустим, по физике в школьном аттестате вырисовывается «5» — стоит ли сдавать физику еще и как ЕГЭ, вдруг провал? ОтвечаетЛюбовь Глебова:

— Сдавайте, не бойтесь. Невысокий результат по необязательному ЕГЭ не повлияет на школьный аттестат.

Нижнюю границу по необязательным ЕГЭ также установит «Рособрнадзор» — как ориентир для вузов: проходной балл, определенный вузами, должен быть не ниже озвученного «Рособрнадзором».

...И о хорошем

Что до стресса, который испытывают выпускники, то чиновники отвечают, что жить стало лучше, потому что раньше сдавали по восемь экзаменов в школе, а потом по четыре-пять в вузе, причем в каждом, куда пытались поступать; а теперь одним махом семерых побивахом.

Неплохая новость для «платников». Во-первых, президент Медведев предложил зафиксировать плату за обучение в рублях; во-вторых, напомнил, что вузы существуют, оказывается, не для зарабатывания денег — а значит нужно переводить стабильных отличников-платников на освободившиеся бесплатные места (таких мест в вузах СЗФО около 9,5 тысячи).

Государство резко увеличит количество бесплатных мест и в магистратуре, и аспирантуре.

Наконец, самое вдохновляющее заявление — о том, что процесс ЕГЭ не закостенеет: он будет совершенствоваться и в него будут вноситься изменения, признанные целесообразными.

Основное недовольство в ЕГЭ пока вызывает качество самих КИМов (контрольно-измерительных материалов) — тестов, которыми измеряют знания одиннадцатиклассника. На заданный Евгением Бутко полусотне ректоров риторический вопрос: «А кто создавал КИМы?» — неожиданно послышалось гудение: «Не знаем». «Да наши с вами коллеги, профессора, экстраспециалисты...» — вынужден был уточнить чиновник. То есть «мы же с вами и создали, уж извините — что имеем».

Рейтинг

В идеале, как сказал Бутко, «система образования должна быть такая, чтобы вытащить экономику».

— Наша задача — безопасность, обороноспособность страны, — согласился президент Российского совета ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий. — Нужна суперособая программа подготовки технических специалистов, особенно теперь, когда побеждает тот, у кого лучше информационные технологии.

Поэтому представитель «белых воротничков» Садовничий категорически заступается за среднее профобразование и «синих воротничков». По словам ректора, при хорошей, в общем-то, установке на всеобщее высшее у нас «задана ложная траектория»: обзаводитесь абы каким дипломом абы какого вуза. По мысли ректора, если, допустим, направить молодого человека для начала «в блестящий колледж при «Светлане», то потом и высшее образование получило бы мотивированного студента.

Пока же положение дел в российском образовании такое, что мировые рейтинги университетов нас огорчают: в топ-500 входят всего 1 — 2 российских вуза. Впрочем, ректор МГУ считает эти результаты «довольно странными». Он полагает, что, по каким бы критериям ни составлялся рейтинг, данные должны быть доступны для проверки. Этому требованию пытается соответствовать новое российское Независимое рейтинговое агентство в сфере образования (РейтОР). Согласно его варианту «глобального рейтинга мировых университетов», в топ-500 вошли уже 64 вуза России и СНГ. Виктору Антоновичу этот рейтинг показался «более справедливым», тем более что МГУ занимает 5-е место, уступая только Массачусетсскому и Калифорнийскому технологическим институтам, Токийскому и Колумбийскому университетам — опережая Гарвард, Стэнфорд, Кембридж, американский Университет Джона Хопкинса и Чикагский университет.

По словам ректора МГУ, в чем российские вузы безусловно отстают — так это в финансировании (бюджет среднего европейского университета —один миллиард долларов в год, до чего нам еще ехать и ехать), в количестве иностранных студентов и, стало быть, мобильности (до 30% студентов американских вузов — иностранцы; в МГУ иностранцев только 8%).

В том, что касается непосредственно качества образования, знаний в вузах, Садовничий призвал коллег «не заниматься самобичеванием» и участвовать в рейтинге. Это не больно.

ЕГЭ-2009: красные дни календаря

1 февраля: день, когда вузы должны были разместить на своих сайтах перечень «вступительных» предметов.

1 марта: день, к которому все, кто намерен поступать в вузы, должны подать заявку с перечнем предметов, которые будут сдавать в формате ЕГЭ.

26 мая — 19 ИЮНЯ: первая волна ЕГЭ.

7 ИЮЛЯ — 17 ИЮЛЯ: вторая волна ЕГЭ.

20 ИЮЛЯ — 25 ИЮЛЯ: вузы принимают копии сертификатов с результатами ЕГЭ. До 25 июля должны завершить экзамены и те 24российских вуза, которым дано право проводить дополнительные испытания.

25 ИЮЛЯ: день, когда вузы должны опубликовать списки «прошедших по баллам». С этого дня в течение недели поступивший должен представить в выбранный вуз подлинники документов — только с этого момента он считается зачисленным.

1 августа: день, когда вузы подсчитывают зачисленных. Если остались свободные места, вуз обнародует второй список — тех, кто слегка недобрал по баллам, но теперь может занять вакантные места. Абитуриентам из второго списка также дается неделя. Если по истечении этой недели вуз не заполнит все места, он публикует третий резервный список — на сбор подлинников дается опять неделя.

21 августа: день, когда набор в вузы должен быть завершен.


Комментарии