Под знаком дефицита. Как развивается рынок бумаги в России?
Первый месяц весны в Петербурге прошел под знаком дефицита офисной бумаги. Пока Минпромторг готовит дополнительные меры поддержки ЛПК и обещает, что бумаги хватит всем, а тем временем предприятия в срочном порядке изобретают необходимые для производства химреагенты, которые до недавнего времени приобретали за рубежом, а также налаживают связи с новыми поставщиками. Потребители же пока переходят в режим экономии, поскольку ничего другого им не остается.
Фото Григория СЫСОЕВА/ТАСС
ФАС накажет дисбаланс?
Стоимость обычной офисной бумаги в марте выросла в три-четыре раза, а местами гораздо больше. В начале февраля стандартная пачка 500 листов стоила 250 – 300 рублей, а сегодня ее трудно найти дешевле 800 – 900 рублей, нередко доходит и до полутора тысяч. Как объясняют чиновники, главными виновниками роста цен стали решившие заработать на дисбалансе спроса и предложения перекупщики — производители поклялись, что цены не поднимали.
На самом деле одного дисбаланса на рынке достаточно. Как известно, если спрос превышает предложение, то цена всегда идет вверх, а если ее сдерживать искусственно, товар просто пропадет с полок. Так было, есть и будет.
Собственно, даже со взлетевшими ценами офисная бумага пропадала с витрин магазинов. Очевидно, дело именно в сокращении предложения, которое было вызвано нарушением логистических и производственных цепочек. В частности, отсутствие необходимого для производства бумаги импортного отбеливателя. Однако утверждается, что это явление было единовременным.
«В целом отечественные производители потребности отечественного рынка офисной бумаги полностью закрывают, поэтому дефицита не будет», — успокаивает исполнительный директор Ассоциации участников рынка канцелярских товаров Дмитрий Долгов.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба поручила своим территориальным управлениям выяснить причины роста цен, а ведущие целлюлозно-бумажные комбинаты продолжают работать в штатном режиме и обещают как можно скорее разрешить ситуацию.
Офисная тройка
В целом Россия на 90 % обеспечивает себя бумагой. На территории страны работают более 70 бумажных заводов и около 20 ЦБК. Оставшийся объем рынка заполняет импорт из Финляндии, Австрии, Китая, Индонезии.
По данным Минпромторга, в списке ведущих российских производителей такие компании, как АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» («Монди СЛПК»), НПАО «Сильвамо Корпорейшн Рус» (бывшая «Интернешнл Пейпер»), а также группа «Илим». Между делом стоит отметить, что эти предприятия не совсем российские: они принадлежат иностранным инвесторам, в том числе австрийцам и американцам.
Так, производитель известной офисной бумаги «Снегурочка» «Монди СЛПК», расположенный в Сыктывкаре, входит в международный концерн Mondi с головными офисами в Великобритании и Австрии. Этот концерн работает в России более 20 лет. Результат его деятельности в нашей стране за последние три года обеспечил около 20 % базовой прибыли всего концерна. Мощность предприятия в Сыктывкаре составляет около 1,3 млн тонн готовой продукции в год, которая поставляется не только в Россию, но также в страны Евросоюза, Австралию, США и Китай.
Естественно, Mondi, как и любой концерн, может уйти из страны. На данный момент совет директоров «оценивает все возможные варианты реализации интересов группы компаний в России», в том числе любые формы юридического разделения. При этом подчеркивается, что речь не идет о процедурах ликвидации или банкротства российских дочерних компаний или активов.
Пока предприятие в Сыктывкаре продолжает выпускать немелованную высококачественную бумагу, объемы производства остались на прежнем уровне и подтверждены заказами на ближайшее будущее. При этом в условиях проблем с экспортом производственные мощности переориентированы на внутренний рынок, так что здесь вместо сокращения предложения мы, по идее, должны наблюдать рост.
Еще один крупный производитель НПАО «Сильвамо Корпорейшн Рус» базируется в Ленобласти. Его Светогорский ЦБК выпускает бумагу под брендами SvetoCopy, Ballet и HP. Мощность этого предприятия 720 тысяч тонн целлюлозы, бумаги и картона в год.
На сегодняшний день комбинат принадлежит международному концерну Sylvamo Corporation с производственными активами в Европе, России, Латинской и Северной Америке. Его штаб-квартира находится в США. В России Sylvamo Corporation также владеет Тихвинским КЛПХ, в 2021 году в общей выручке Sylvamo российские операции составили примерно 15 %.
Еще в январе этого года Sylvamo Corporation собирался дополнительно инвестировать 230 млн долларов в модернизацию производства Светогорского комбината, однако затем все изменилось: в марте над ЦБК нависла угроза остановки. Пока производство успешно работает, но Sylvamo продолжает оценивать различные варианты своей деятельности в России, вплоть до продажи и выхода. И здесь иностранные инвесторы подчеркивают, что не намерены инициировать процедуру банкротства.
Третий столп российской бумажной отрасли — группа «Илим». В нее входят три целлюлозно-бумажных комбината и два гофрозавода. На комбинатах в Архангельской, Иркутской, Московской и Ленинградской областях выпускается 75 % всей российской товарной целлюлозы, 20 % картона и 10 % российской бумаги. Общий годовой объем производства целлюлозно-бумажной продукции компании составляет более 3,6 миллиона тонн.
С 2007 года стратегическим партнером группы «Илим» в рамках совместного предприятия является зарубежный инвестор International Paper, которому принадлежит 50 % акций — остальными владеют российские акционеры. И здесь зарубежный инвестор изучает различные возможности, в том числе вероятную продажу своей доли в совместном предприятии, а о приостановке работы не может быть и речи. Компания работает в штатном режиме.
Химия обеспечит жизнь
Между тем словосочетание «работает в штатном режиме» нужно понимать не совсем буквально. Судя по ситуации на рынке, проблемы в производстве есть и снижение объемов имеет место быть. Основная проблема, с которой столкнулись практически все производители, это ограничение импорта химикатов, запчастей и прочих необходимых материалов для производства.
Из-за санкций российские бумажные комбинаты начали испытывать нехватку белящих реагентов — перекиси водорода, хлората натрия и сернистого ангидрида, так как европейские компании, с которыми было налажено сотрудничество, поставки этой продукции остановили. Одна из основных компаний, которая прекратила поставки химических компонентов для целлюлозно-бумажных производств, — финская Kemira.
В целом в 2021 году в Россию было поставлено почти 40 тысяч тонн хлората натрия на общую сумму более 20 миллионов долларов. Кроме основного поставщика этого реагента (почти 85 %), которым была Финляндия, около 13 % нам привозили из Узбекистана.
В принципе для производства хлората натрия не требуется ничего сверхъестественного, да и с сырьем в нашей стране проблем нет. Потому довольно странно, что в России нет ни одного завода, где бы хлорат натрия производили в промышленных объемах. Тем более что в былые времена хлорид натрия и другие виды химсырья мы, напротив, отправляли на экспорт. За рубежом он перерабатывался в хлорат натрия, который отечественные ЦБК импортировали обратно для выпуска офисной бумаги.
Причину отсутствия собственного производства этих химикатов сегодня эксперты объясняют тем, что произведенная в небольших количествах продукция имеет высокую себестоимость. При этом наш внутренний рынок мал, а на Западе наши экспортные поставки не ждут. Логично, что российским предприятиям, находящиеся в собственности у иностранных компаний, было удобно привлекать производителей химикатов из‑за рубежа, в то время как российские химзаводы этот бизнес были вынуждены закрыть.
Теперь ситуация изменилась, но изменить производственные цепочки по щелчку пальцев невозможно. По оценкам экспертов, запуск производства отечественных отбеливателей для бумаги может занять не менее двух лет. Однако российские специалисты не растерялись и нашли выход из ситуации уже сегодня.
Буквально за неделю сотрудники Светогорского ЦБК представили новую линейку продукции, включающую различные сорта и виды небеленой офисной и офсетной бумаги без использования дефицитных отбеливающих химикатов на основе хлора и оптических отбеливателей. Офисная бумага из полубеленой целлюлозы SvetoCopy ECO в отличие от привычной классики имеет цвет слоновой кости. Тем не менее продукт соответствует ГОСТу для писче-печатной бумаги. Более того, новая технология, как утверждается, даже экологичнее прежней. На текущий момент вся продукция проходит тестовые и лабораторные испытания, а также отгружается клиентам для получения обратной связи.
Новые поставщики и господдержка
Однако проблемы не только в отбеливателях. Прежде чем произвести бумагу, нужно сварить целлюлозу, а для этого необходим набор реагентов, многих из которых сейчас тоже не хватает.
Архангельский ЦБК (основным акционером которого является австрийский Pulp Mill Holding) офисную бумагу не производит, зато его продуктовая линейка включает лиственную и хвойную целлюлозу и этикеточную бумагу.
Чтобы производственные мощности не простаивали, комбинат оперативно диверсифицировал линейку своей продукции. В конце марта были выработаны тестовые партии небеленой целлюлозы из лиственной древесины и хвойного лесосырья. Кроме того, была выработана новая небеленая бумага односторонней гладкости. В ближайшее время потенциальным потребителям будут направлены образцы этой бумаги.
«На предприятии была оперативно разработана альтернативная схема приготовления двуокиси хлора, которая позволит исключить сернистый ангидрид из технологической цепочки выработки беленой целлюлозы, — отметил генеральный директор комбината Дмитрий Зылев. — Уже сегодня можно сказать, что комбинат сможет производить двуокись хлора различными способами в зависимости от наличия компонентов для приготовления».
Практически сразу комбинат нашел новых поставщиков и производителей перекиси водорода, первые поступления этого химиката ожидаются в апреле. Ведется и поиск наиболее приемлемых для комбината поставщиков хлората натрия. В основном ищут, конечно, в Китае, Турции, Индии и странах Юго-Восточной Азии. Пока идет переориентация, совет директоров АЦБК принял решение об отмене отгрузки беленой целлюлозы сторонним покупателям, прекращении выпуска белой бумаги с целью создания максимального запаса сырья для дочерней компании АЦБК — «Архбум тиссью групп» (Калужская область), которое сконцентрировано на производстве бумаги-основы и санитарно-гигиенических изделий.
Одновременно АЦБК продолжает осваивать новые рынки сбыта своей продукции, рассматривая возможности расширения сотрудничества с государствами Латинской Америки, Африки, Азии, а также странами, входящими в СНГ. В марте предприятие заключило контракты на поставку картонной продукции в Египет и Эквадор, ранее не являвшиеся рынками сбыта.
Прорабатывается вопрос поставки небеленой целлюлозы комбината в страны Средней Азии, которые, как и КНР, являются перспективными для продаж продукции комбината.
В настоящее время Минпромторг готовит предложения в правительство о мерах по поддержке лесопромышленного комплекса. Архангельский ЦБК и «Архбум тиссью групп» предложили на государственном уровне поддержать разработку и выпуск российских химических реагентов, применяемых в ЛПК.
Еще один лидер целлюлозно-бумажной промышленности — Туринский ЦБЗ готов уже в апреле возобновить производство белой офисной бумаги, прекращенное в 2018 году. Словом, баланс спроса и предложения в скором времени должен восстановиться, так что закупать по 10 пачек бумаги за 900 рублей сейчас не стоит. Быть может, уже через месяц цены вернутся к нормальному уровню.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «Любая бумага становится ценной».
Комментарии