Почему страны БРИКС выступили за реформирование ООН и Совбеза?

Страны БРИКС поддержали идею реформы ООН, в том числе Совета Безопасности всемирной организации. Эти изменения нужны для повышения «демократичности, представительности, эффективности и действенности» ООН, чтобы структура могла надлежащим образом реагировать на текущие глобальные вызовы.

Почему страны БРИКС выступили за реформирование ООН и Совбеза? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Об этом говорится в опубликованном на сайте МИД РФ заявлении по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств государств группы на полях 78‑й сессии Генассамб­леи ООН. «Министры поддержали всеобъемлющую реформу ООН, включая ее Совет Безопасности (СБ), с целью повышения его демократичности, представительности, эффективности и действенности, а также увеличения представленности развивающихся стран во всех категориях членства в совете с тем, чтобы он мог надлежащим образом реагировать на текущие глобальные вызовы», — сообщается в документе.

Сейчас в Совбез всемирной организации входят 15 государств-членов, пять из которых являются постоянными и имеющими право вето. Это Россия, Китай, США, Великобритания и Франция. Остальные десять стран избираются в Совет Безопасности Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок, при этом пять из них подлежат ежегодному переизбранию.

В нынешнем заявлении главы дипведомств государств БРИКС поддержали стремление развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, включая Бразилию, Индию и ЮАР, «играть более значительную роль в международных делах», в частности в ООН и ее Совете Безопасности. Кроме того, министры БРИКС подчеркнули, что участие стран группы в работе Совбеза, в том числе Бразилии в качестве избранного члена на период 2022 – 2023 годов, «является ценной возможностью» повысить значимость диалога по вопросам международного мира и безопасности. В государствах БРИКС также считают важными усилия, направленные на поднятие уровня «эффективнос­ти и результативности деятельности ООН по выполнению своих ман­датов». «Главы дипведомств призвали страны БРИКС к дальнейшему сотрудничеству в области улучшения ресурсного обеспечения ООН, ее административного управления и бюджета, сохранения роли государств-членов в качестве движущей силы ООН, а также обеспечения более эффективного надзора за деятельностью организации и ее укрепления», — говорится в заявлении МИД РФ.

Проектов по реформе ООН, и преж­де всего Совбеза, было множество, но большая часть из них сводилась к одному — увеличить число постоянных членов СБ. Многим странам казалось несправедливым — лишь пять держав решают судьбы мира, и возникает резонный вопрос: а чем другие хуже? При этом понимание статуса постоянного члена Совбеза со временем серьезно изменилось. Изначально это воспринималось не как привилегия, а, скорее, как обязанность по поддержанию мира и безопасности на планете. Поэтому «пятерка» получила свои полномочия не как награду за победу во Второй мировой войне, а как способ не допустить новой войны.

Сейчас же многие государства рассматривают постоянное членство в СБ как способ показать свой статус и влияние, выделиться на фоне других стран. Действительно, ведь с момента создания ООН мир кардинально изменился. Те страны, которые были когда‑то признаны агрессорами, теперь выступают в авангарде демократии, а окраины колониального мира, такие как Индия, превратились в самостоятельные центры силы, не просто превосходящие по влиянию бывшие метрополии, но и претендующие на лидерство в глобальном масштабе. Так что призывы пересмотреть состав Совбеза ООН и расширить число постоянных членов звучали уже давно. Правда, обещания реформировать ключевой международный орган носили общий и ни к чему не обязывающий характер.

Напомним, к реформированию ООН, выступая на саммите БРИКС в Йоханнесбурге в конце августа, призывал и генсек всемирной организации Антониу Гутерреш. По его словам, нынешние структуры глобального управления не соответствуют сегодняшнему миру. Гутерреш отметил, что они в значительной степени создавались после Второй мировой войны, когда многие африканские страны все еще находились под властью колониальных держав и не участвовали в международных дискуссиях. По мнению генсека ООН, необходимость трансформации относится в первую очередь к Совету Безопасности. «Для того чтобы многосторонние институты оставались по‑настоящему универсальными, они должны быть реформированы, чтобы отражать сегодняшние силы и экономические реалии, а не власть и экономические реалии периода после Второй мировой войны», — подчеркнул Гутерреш, добавив, что «в отсутствие такой реформы фрагментация неизбежна».

Выступая с трибуны 78‑й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, о необходимости реформировать всемирную организацию заговорил и президент США Джо Байден. По его словам, в Совбезе «нужно больше голосов и больше точек зрения». Как напомнил глава Белого дома, в прошлом году он уже объявлял, что Соединенные Штаты «поддержат расширение Совета Безопасности, увеличение числа постоянных и непостоянных членов». «США проводят серьезные консультации со многими государст­вами-членами. И мы продолжим вносить свой вклад в продвижение реформ, поиск точек соприкосновения и достижение прогресса в предстоящем году. Нам необходимо выйти из тупика, который слишком часто тормозит прогресс и блокирует консенсус в совете», — заявил Байден. По данным газеты The Washington Post, американские власти хотят расширить Совбез до 21 страны, включив в него шесть постоянных членов, но без права вето. В свою очередь за увеличение числа членов Совета Безопасности ООН выступила и Великобритания. Как заявил глава МИД страны Джеймс Клеверли, Лондон считает, что «располагать членством» в Совбезе должны Индия, Бразилия, Германия и Япония.

Однако трансформация Совбеза невозможна без согласия его членов и абсолютного большинства всех государств, входящих во всемирную организацию, сказал в интервью ТАСС первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский. По его словам, «такое решение должны ратифицировать все страны». В противном случае это приведет к расколу Организации Объединенных Наций, полагает дипломат.

Как заявил заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов в беседе с RT, Совет Безопасности в нынешнем виде действительно теряет свою актуальность, и инициатива стран БРИКС по увеличению роли стран Африки, Азии и Латинской Америки в СБ ООН «представляется наиболее справедливым вариантом реформирования всемирной организации». По словам аналитика, сейчас среди пяти членов Совбеза три страны относятся к западному блоку, что непропорционально ни демографическому, ни экономическому, ни политическому месту Запада в мире. «Реформирование СБ ООН — это назревшая мера, и она должна создать более справедливый мир, в котором интересы незападных стран будут в полной мере учтены, поэтому инициатива государств БРИКС усилить роль Глобального юга в структурах ООН заслуживает всемерной поддержки. В отличие от предложений США и Великобритании, которые стремятся к расширению своего влияния в Совбезе преимущественно за счет стран-сателлитов и союзников, БРИКС настаивает на более активном вовлечении в структуры ООН стран Африки, Азии и Латинской Америки», — подчеркнул Шаповалов.

Схожей позиции придерживается и заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов. По его словам, Глобальный юг имеет сейчас куда больший потенциал для развития, чем Глобальный север в лице Запада. «На Юге живут гораздо больше людей, он превосходит по перспективам экономического роста. Однако в настоящий момент в Совете Безопаснос­ти ООН основное влияние имеют все‑таки страны Запада — США, Великобритания и Франция. Если бы они пошли на увеличение численности постоянных членов СБ ООН, то самый идеальный для них сценарий — включить туда своих союзников: Германию и Японию. Это будет фактически означать узурпацию всей существующей системы международных отношений странами Глобального севера», — поясняет эксперт. При этом, по его мнению, Глобальный север под предводительством США не пойдет на предоставление права вступить в состав постоянных членов СБ ООН государствам Глобального юга, так что проблема реформирования ООН будет, скорее всего, оставаться и дальше в подвешенном состоянии.

Директор Центра евроазиатских исследований МГИМО Иван Сафранчук обращает внимание, что предложение стран БРИКС по реформированию ООН, и прежде всего ее Совбеза, многие восприняли с удивлением: Москва ранее неоднократно заявляла о том, что против расширения Совбеза. Однако, как объяснил эксперт, это ошибочное мнение, ведь Россия была против необдуманных радикальных инициатив, например идеи вообще отказаться от права вето. При этом конструктивные предложения наш МИД не отвергал, в том числе и те, которые касаются членства стран БРИКС.


#БРИКС #изменения #решения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7512) от 29.09.2023 под заголовком «Справедливый мир возможен».


Комментарии