Почему сорвалась основная экономическая санкция против России?

В начале октября стало известно, что стоимость российской нефти Urals впервые с лета прошлого года преодолела отметку $83 за баррель. За последние четыре месяца энергоресурс подорожал более чем в полтора раза и сейчас торгуется на $23 дороже установленного Западом потолка.

Почему сорвалась основная экономическая санкция против России? | ФОТО Ronstik on Shutterstock

ФОТО Ronstik on Shutterstock

Об этом свидетельствуют опубликованные Министерством финансов РФ материалы. По данным ведомства, в сентябре нынешнего года Россия продавала сырье в среднем по $83,08 за баррель. В последний раз аналогичное значение можно было наблюдать еще в конце июля — начале августа 2022‑го. За последние четыре месяца баррель Urals подорожал почти на 56 %.

Это позволило вице-премьеру РФ Александру Новаку заявить на встрече с журналистами в кулуарах заседания «Валдайского клуба» в Сочи, что данный санкционный инструмент оказался неэффективным, а почувствовали его влияние главным образом конечные потребители. «На сегодняшний день мы видим, что цены на Brent выросли, дисконт снизился, и наша продукция реализуется по рыночным ценам — выше потолка. Мы уже говорили: на сегодня есть понимание того, какие инструменты делают только хуже. Самое плохое, что они создают прецедент для того, чтобы использовать инструмент в будущем против не только российских энергоресурсов, но и других стран, а также против других продуктов. Надеюсь, что сейчас все убедились: инструмент, который придумали, — он просто неэффективен и от него страдают конечные потребители», — сказал Новак.

Он подчеркнул, что Россия и ранее предупреждала о том, что «ценовой потолок» не будет работать и сделает «только хуже потребителям». Вице-премьер также добавил, что отечественные компании не поставляют нефть в рамках «ценового потолка», а придерживаются указа президента РФ о его несоблюдении. Европейским компаниям с 5 декаб­ря прошлого года запрещено покупать российскую нефть. РФ пере­ориентирует поставки на азиатские рынки, главным образом в Китай и Индию.

Напомним, с февраля 2022 года страны Евросоюза вместе с США и рядом других государств стали поочередно отказываться от импорта российской нефти. Более того, с декабря ЕС и страны G7 запретили своим компаниям страховать и перевозить сырье из РФ морем в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель. В феврале 2023‑го аналогичные ограничения заработали в отношении нефтепродуктов. Свои действия Запад объяснил желанием надавить на Россию и лишить ее прибыли от продажи углеводородов. В ответ на эти ограничения Москва ввела запрет на поставки энергоресурсов всем, кто требует соблюдения потолка цен при заключении контрактов. Одновременно российские компании начали перестраивать торговые маршруты, но на первых порах были вынуждены предоставлять значительные скидки. Например, в начале нынешнего года нефть эталонной марки Brent на мировом рынке торговалась в среднем по $81,8 за баррель, тогда как Urals покупали примерно по $46,8. Таким образом, в тот момент размер дисконта составлял $35. Но уже по итогам сентября это значение сократилось до $11.

«Стратегию сдерживания нашей торговли «черным золотом» в Вашингтоне позиционировали как верх креатива. Жизнь подтвердила обреченность политики США по экономическому удушению Российской Федерации. Наша страна успешно адаптируется к навязанным «семеркой» нелегитимным практикам: расширяет собственный танкерный флот, развивает инструменты страхования, переориентирует поставки на более динамичные рынки», — заявил 30 сентября посол РФ в Соединенных Штатах Анатолий Антонов. По его словам, своими действиями Москва подтверждает, что любые ограничения в отношении России не дадут нужного результата.

Причем сегодня это становится ясно даже американским чиновникам, добавил дипломат. Так, ранее министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что потолок цен на российскую нефть себя не оправдал и больше не работает так, как хотелось бы Западу, пишет Bloomberg. «Россия потратила много денег, времени и усилий, чтобы обеспечить услуги по экспорту ­своей нефти. Они пополнили свой флот, обеспечили большее страхование. И такая торговля не ограничена предельными ценами», — признала глава американского минфина. Тем не менее Йеллен подчеркнула, что Вашингтон продолжит попытки пресекать уклонение от ограничений, хотя и не указала на какие‑либо конкретные меры. Более того, по словам министра, страны G7 готовы «со временем рассмотреть вопрос, существуют ли способы сделать эту политику более эффективной».

Одной из главных причин провала западных рестрикций на российскую нефть стало общее повышение цен на углеводороды в мире, утверждают специалисты. «Рост мировых цен на нефть обусловлен двумя факторами. Первый — это действия альянса ОПЕК+, в частности, доб­ровольное сокращение экспорта и добычи сырья со стороны России и Саудовской Аравии. Второй фактор — падение запасов нефти в США до очередных минимумов», — считает финансовый аналитик Дмитрий Скрябин. «Пока Россия, Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК+ сокращают добычу, Запад наращивает потребление. Европа стремится сделать запасы в преддверии зимы, поскольку топливо нужно промышленности и сфере ЖКХ. Тем временем коммерческие запасы нефти в Соединенных Штатах сократились до минимума с декабря 2022‑го. Совершенно естественным образом возник страх дефицита, что уже начало разгонять цены».

О другой причине, почему не сработал потолок цен на российскую нефть, размышляет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, потолок цен на нефть перестал работать из‑за масштабной антироссийской кампании в странах Запада. Когда в США и государствах Евросоюза запрещалось все, что связано с Россией, компании начали отказываться от договоров с контрагентами из нашей страны, даже если их работа не подпадала под ограничения. «Это коснулось в том числе услуг морских перевозок, — добавил Юшков. — Перевозить нефть, купленную по цене ниже потолка, было можно, но западный бизнес на всякий случай делать это перестал. В результате поставки стали «серыми», контролировать их было гораздо сложнее, чем если бы перевозками занимались «вбелую». Зато все быстро научились обходить ограничения».

По словам эксперта, чтобы ускорить обход санкций, России пришлось делать для перевозчиков большие скидки на свои углеводородные ресурсы. В первые месяцы после введения потолка цен на нефть из нашей страны они доходили до $35 за баррель, чтобы компенсировать перевозчикам риски. Но издержки снижались по мере того, как со временем все возрастал объем перевозок углеводородного сырья. «Многие захотели заработать, и в итоге скидку на российскую нефть удалось снизить примерно до $10 за баррель по сравнению с эталонной маркой Brent», — пояснил Юшков.

По мнению нефтяного эксперта Семена Новопрудского, ограничения против экспорта нефти и неф­тепродуктов провалились по двум основным причинам: большинство государств мира изначально не присоединились к этим санкциям, а остальные просто не исполняют их в полной мере. «Не говоря уже об изначальных дырах в самой конструкции нефтяного потолка. Главных дыр две: во‑первых, потолок цен и эмбарго не распространяются на нефтепродукты, произведенные из российской нефти за пределами РФ. Поэтому производить такие нефтепродукты из нашей нефти запросто может любая не поддержавшая западные санкции страна, имеющая нефтеперерабатывающие заводы. Во-вторых, из‑под действия ограничений сам ЕС изначально вывел любые нефтепродукты, смешанные с российскими. Но теперь цена нашей нефти официально пробила даже этот дырявый потолок», — полагает аналитик.


#санкции #нефть #стоимость

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7519) от 10.10.2023 под заголовком «Провалившийся потолок».


Комментарии