Почему сломался «светофор». В Германии распалась правящая коалиция

7 ноября министр финансов ФРГ, лидер Свободно-демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер официально ушел в отставку, которая ознаменовала распад правящей «светофорной» коалиции (свое название она получила по цветам входящих в нее партий: красный — у социал-демократов (СДПГ), к которым принадлежит канцлер Олаф Шольц, желтый — у СвДП, зеленый — у «Зеленых»).

Почему сломался «светофор». В Германии распалась правящая коалиция | ФОТО Christian Wiediger on Unsplash

ФОТО Christian Wiediger on Unsplash

Всего свободные демократы располагали четырьмя портфелями в кабмине. Министр транспорта и цифровой инфраструктуры ФРГ Фолькер Виссинг принял решение выйти из СвДП и потому сохранил за собой этот пост во внепартийном статусе. Министр образования Бетинна Штарк-Ватцингер и министр юстиции Марко Бушман последовали за Линднером.

Таким образом, Германией теперь управляет правительство меньшинства, состоящее из представителей СДПГ и «Зеленых», и ему придется заручаться поддержкой оппозиционного блока Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) при согласовании любого законопроекта до проведения досрочных выборов.

«Светофорная» коалиция развалилась в день оглашения результатов выборов в США, на которых победил республиканец Дональд Трамп, но причина ее распада была скорее внутренней. Решение Шольца отправить в отставку младшего партнера по коалиции Линднера последовало после специального заседания лидеров партий и их фракций, на котором они предприняли очередную безуспешную попытку договориться о бюджете на 2025 год.

В заявлении для прессы Шольц отметил, что лидер СвДП заботился только об интересах собственной партии, в том числе блокируя не относящиеся к сфере его компетенции законы. «Слишком часто он использовал недальновидную партийную политическую тактику, слишком часто он подрывал мое доверие», — сказал также канц­лер, отметив, что в такой ситуации не видит оснований для продолжения сотрудничества. По словам Шольца, министр финансов также предлагал снизить налоги на миллиарды долларов для самых обеспеченных слоев населения и в то же время сократить выплаты всем пенсионерам. Это, по оценке канцлера, «несправедливо».

Линднер в свою очередь предложил для оздоровления экономики сократить государственные расходы, снизить налоги и уменьшить регулирование бизнеса. Его план выхода из кризиса включает в себя урезание социального обеспечения и отсрочку зеленого перехода, что для СДПГ и «Зеленых» представляется недопустимым. Он обвинил Шольца в развале коалиции и оказании давления с целью обойти конституционные ограничения на госзаимствования (так называемый долговой тормоз, препятствующий росту бюджетного дефицита). По словам Линднера, он не мог на это пойти, поскольку это означало бы нарушение присяги. По информации Bild, Линднер на заседании 6 ноября как раз призывал к скорейшему проведению досрочных выборов на фоне недоговороспособности партнеров, однако Шольц отверг такое предложение. Поздним вечером 6 ноября канцлер изложил сценарий, на котором он остановился: на первой сессии бундестага в новом году он поставит вопрос о доверии правительству, чтобы парламент смог проголосовать по нему 15 января. «Это означает, что члены бундестага смогут решить, расчищать ли путь к досрочным выборам. Эти выборы могут состояться не позднее конца марта с соблюдением сроков, установленных основным законом», — заключил Шольц.

Исход голосования в бундестаге по вотуму доверия правительству уже можно предсказать: так как у СДПГ и «Зеленых» больше нет большинства в парламенте, голосование будет провалено и Шольц обратится к президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайн­майеру с просьбой распустить парламент в течение трех недель. На проведение досрочных выборов будет отведено 60 дней, то есть они состоятся не позднее середины марта 2025 года. Плановые выборы должны были пройти в сентябре.

Следует отметить, что рейтинги участников правящей коалиции в последние месяцы продолжали неуклонно снижаться. Согласно исследованию телекомпании ZDF, в августе 62 % немцев негативно оценивали работу «светофорного» кабинета. Кризисной точкой для него стали выборы в восточных землях, которые прошли в сентяб­ре в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге и обернулись провалом для правящих партий. СДПГ удалось сохранить первенство только в Бранденбурге, в то время как «Зеленые» и СвДП потеряли свои позиции или вовсе лишились мандатов. В то же время во всех трех землях партии, выступающие с антиправительственных позиций, — ультра­правая «Альтернатива для Германии» (АдГ) и левопопулистский «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ), — серьезно увеличили свое представительство. Согласно исследованию, проведенному институтом Infratest dimap для телеканала ARD в конце октября, каждый второй респондент (54 %) высказался за проведение досрочных выборов в Германии. По октябрьским опросам ZDF, СДПГ поддерживают 16 % немцев, «Зеленых» — 11 %, СвДП — 3 % (при пятипроцентном барь­ере прохождения в бундестаг), в то время как у ХДС/ХСС — 31 %, АдГ — 18 %.

Характерно, что сразу после распада «светофорной» коалиции лидер ХДС/ХСС Фридрих Мерц заявил, что не видит смысла в затягивании возникшего политического кризиса. Он предложил немедленно провести голосование по вотуму доверия, чтобы уже в январе организовать выборы. Лидер оппозиции обвинил Шольца в безответственном отношении к немецким избирателям и необоснованной попытке сохранить ускользающую власть. Президент Германии Штайнмайер в свою очередь заявил, что поддерживает оппозицию в этом вопросе.

Немецкий политолог Александр Рар считает, что нынешняя ситуация во многом связана как с неверной политической тактикой, с одной стороны, так и с царящей паникой, с другой стороны, как бы странно это ни звучало. «Что касается тактики, то почему правящая коалиция не развалилась ранее? Хотя предпосылки для такого были, ведь у каждой партии своя точка зрения, и правительство с самого начала погружалось в споры, и главное — рейтинги всех трех партий в коалиции в последнее время постоянно падали. По тактическим соображениям все стороны считали, что им нужно держаться вместе, ни в коем случае не допускать разлада, поскольку в любом случае перевыборы или выборы нового парламента привели бы к поражению всех этих трех партий. И по этой причине они полагали, что смогут «вытянуть» ситуацию до новых выборов, а потом посмотрим», — говорит Рар.

Руководитель Центра германских исследований, заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов заявил РБК, что решение канц­лера, имеющего репутацию мастера компромиссов, пойти на досрочные выборы многих удивило. Хотя представители СвДП еще в сентябре предупреждали, что покинут правящую коалицию, если до Рождества не удастся согласовать бюджет и партнеры будут давить на «долговой тормоз». «Некоторые считают, что на такое решение повлиял фактор Трампа, однако это не имеет никакого отношения к происходящему. Мой прогноз был следующий: если Шольцу удалось бы довести пусть даже правительство меньшинства до сентября, то он бы набрал больше пунктов на выборах. Однако он, по всей видимости, просто был вынужден ответить младшему партнеру по коалиции», — пояснил эксперт. По мнению Белова, вопрос о том, готов ли будет канцлер пойти на проведение досрочных выборов в более короткие сроки, открыт. «Шольцу важно показать, что он все еще владеет ситуацией и что в таком составе, без СвДП, им удастся до конца ноября согласовать бюджет и решить вопрос с дефицитом почти €17 млрд», — отметил аналитик. 

По его оценке, судьба этого правительства уже решена и у ХДС есть все шансы после выборов получить право на формирование кабинета с партнерами.

Читайте также:

Реванш республиканца: Дональд Трамп одерживает победу на президентских выборах в США

Выбирали по‑новому: в Узбекистане 27 октября прошли парламентские выборы


#ФРГ #политика #партии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2116 (7792) от 14.11.2024 под заголовком «Почему сломался «светофор»».


Комментарии