Почему прикрыли «мягкую силу»? В США ликвидируют Агентство по международному развитию

Об этом сообщил глава нового министерства по повышению эффективности правительства Илон Маск.

Почему прикрыли «мягкую силу»? В США ликвидируют Агентство по международному развитию | ФОТО Brandon Mowinkel on Unsplash

ФОТО Brandon Mowinkel on Unsplash

Его команда взяла под контроль все компьютерные сети агентства по международному развитию (USAID). Штаб-квартира в Вашингтоне закрыта. Ранее Маск назвал USAID «змеиным гнездом», «комком червей» и просто преступной организацией, финансировавшей исследование биологического оружия, включая COVID-19. Его бюджет уже заморожен, а сотрудники отправлены в отпуск. На протяжении 64 лет организация оказывала финансовую и техническую поддержку другим странам и неправительственным организациям, продвигая таким образом американские ценности, а на деле зачастую прямо вмешиваясь во внутренние дела государств. Добавим: в СМИ неоднократно писали о связях агентства с ЦРУ, участии в подрывных операциях в других странах. Были и проекты на Украине — их заморозили после распоряжения Трампа о приостановке помощи другим государствам на 90 дней. В России, кстати, деятельность USAID запрещена с 2012 года.

В конце прошлой недели Маск объявил, что Трамп согласился закрыть агентство. По словам миллиардера, оно было «политически ангажированным» и «поддерживало радикально левые идеи по всему миру, включая антиамериканские». Сам президент США назвал руководство USAID «кучкой радикальных сумасшедших» и пообещал принять решение о будущем организации.

Напомним, USAID было создано в 1961 году, как было написано в его уставе, для управления всей невоенной зарубежной помощью, которую осуществляли США, а также для содействия развитию других стран. Оно было создано как независимое агентство, то есть не входило в структуру других министерств, в том числе госдепа, ответственного за внешнюю политику США. Хотя формально USAID является независимым государственным агентством, подчинено оно президенту, госсекретарю США и совету по национальной безопасности. Руководство агентства — администратор и его заместитель — назначаются главой Белого дома с согласия сената. С 20 января 2025 года исполняющим обязанности администратора является Джейсон Грей. До него в 2021 – 2025 гг. USAID руководила бывший постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр.

По состоянию на 2023 год USAID занималось распределением нескольких десятков миллиардов долларов на различные гуманитарные программы. Помощь выделялась либо в форме безвозвратных грантов, либо в виде технических средств, товаров и услуг. Агентство владело сетью из около ста региональных миссий, а в его штат входили порядка 10 тыс. сотрудников, из которых две трети работали за границей. USAID реализовывала, финансировала и администрировала десятки тысяч проектов по всему миру. Совокупный бюджет агентства — чуть больше $ 50 млрд, однако эта цифра не учитывает суммы, направлявшиеся партнерскими организациями, разведывательными службами и иностранными правительствами в совместные проекты. В итоге цифры, характеризующие реальный эффект от деятельности USAID, приблизительно в 10 раз больше, или, как пишут консервативные медиа, — около 1 % американского бюджета.

Руководство утверждает, что его миссия заключается в борьбе с нищетой, болезнями, голодом и стихийными бедствиями в развивающихся странах. Также агентство, по свидетельству руководства, оказывало поддержку неправительственным организациям, СМИ и социальным инициативам, объясняя это построением и развитием демократии. Правительством США USAID рассматривалось как инструмент «мягкой силы» для обеспечения национальной безопасности.

Следует отметить, что на протяжении всего своего существования USAID обвинялось в плотном сотрудничестве с Центральным разведывательным управлением. Агентство использовалось для работы его сотрудников под прикрытием за рубежом. Также офицеры ЦРУ состояли в управлении общественной безопасности USAID, которое занималась обучением полицейских из других стран.

Миссия агентства активно действовала и в России на протяжении двух десятилетий, с 1992‑го по 2012 год. Заявлялось, что оно будет «улучшать общественное здравоохранение и бороться с инфекционными заболеваниями, защищать окружающую среду, развивать более сильное гражданское общество и модернизировать экономику». Всего со стороны USAID было выделено $ 2,7 млрд. При этом ведомство оказывало поддержку неправительственным и некоммерческим организациям, которые в будущем были признаны российскими органами власти иностранными агентами или нежелательными организациями, после чего они прекращали свою деятельность в РФ.

Исполняющим обязанности руководителя ведомства 3 февраля стал госсекретарь Марко Рубио, который ранее заявил о том, что агентство перестало учитывать национальные интересы США (что закреплено законодательно) и подрывает работу органов государственной власти. Таким образом, USAID, прежде находившееся под фактическим контролем совета национальной безопасности США, теперь переходит в непосредственное подчинение американскому внешнеполитическому ведомству. Рубио заявил о том, что агентство будет не уничтожено, но структурно реформировано. «Речь идет не о прекращении прог­рамм, которыми занимается USAID. Есть вещи, которые агентство делает хорошо, и мы будем продолжать эту деятельность, но есть проекты, по поводу которых у нас возникают серьезные вопросы», — сообщил он.

Эксперты считают, что реформирование главного ведомства американской «мягкой силы» назрело давно. Команда Трампа принимает самые радикальные меры или во всяком случае стремится продемонстрировать соответствующее отношение к перенацеливанию используемых во внешней политике ресурсов на те направления, которые Белый дом считает нужными, полагает ведущий эксперт РИСИ Сергей Михайлов. «Мы наблюдаем коренной пересмотр прежних подходов к использованию ресурсов «мягкой силы», которая всегда была мощнейшим инструментом в американской политике. В первый срок Трампа организации удалось договориться с Белым домом и сохранить финансирование. Теперь мы видим кардинально другой подход. Многое будет зависеть от лоббистских способностей госсекретаря Марко Рубио», — комментирует эксперт.

В свою очередь политолог-американист Малек Дудаков отмечает небольшую заинтересованность Трампа в «мягкой силе», которой он предпочитает «силу для построения мира». «В самих Штатах всегда было немало вопросов о том, как агентство осваивало свои бюджеты. $ 50 млрд, которые выделялись для USAID, — это больше, чем направлялось на деятельность почти всех американских спецслужб. Конечно, в определенных странах агентство и сотрудничающие с ним организации вполне успешно справлялись с раскачиванием внутренней ситуации. Однако Трамп воспринимает его как отмывочную контору и кормушку для демократов и близким к ним сил. Поэтому деятельность агентства сейчас прекращается. Демократы, конечно, истерят и кричат об усилении Китая в гуманитарной сфере. Но это не остановит Трампа, не особо верящего в «мягкую силу» и в первую очередь настроенного на устранение последствий президентства Байдена. Бюджетную дыру в $ 2 трлн надо как‑то закрывать, и внешние транши — важный пункт этого процесса», — считает эксперт.

Как ожидают эксперты, Трамп продолжит использовать USAID по прямому назначению, но перед этим проведет массовые сокращения сотрудников и статей расходов. Огромная бюрократическая машина требует масштабного ремонта, и агентство играет в этом механизме существенную роль. Вместе с тем с падением USAID Штаты не утратят инструментарий «мягкой силы» полностью, подчеркивает заместитель директора Института США и Канады доцент ГАУГН Андрей Евсеев. «Этот шаг будет болезненным лишь для представителей американской федеральной бюрократии, ответственных за распределение международной помощи. У США достаточно разветвленная система поддержки союзников и ситуативных партнеров», — резюмирует аналитик.

Читайте также:

Вопреки позиции Вашингтона: Мексика будет помогать Кубе в проведении независимой внешней политики

Словесные интервенции. Падения цен на нефть в нынешнем году не ожидается


#США #политика #Илон Маск

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7843) от 07.02.2025 под заголовком «Почему прикрыли «мягкую силу»».


Комментарии