Почему не идут в целевики? Минобрнауки доработает механизм их обучения в вузах

В Госдуме пришли к выводу, что первый блин нового порядка целевого вузовского набора вышел комом. Заполнено было только 27 % мест, выделенных по квоте. Это в среднем. А, к примеру, на «Гуманитарные науки» вузы недобрали 87,2 % первокурсников-целевиков.

Почему не идут в целевики? Минобрнауки доработает механизм их обучения в вузах | ФОТО Kenny Eliason on Unsplash

ФОТО Kenny Eliason on Unsplash

Цель у целевого приема — просим прощения за каламбур — амбициозная: обеспечить регионы хорошими кадрами, усилить связь между образованием и работодателями. На целевиков государство выделило более 145 тысяч мест.

Лучше всего они заполнялись в сфере здравоохранения и медицинских наук. Но «лучше всего» — это на фоне других. Потому что в «меде» удалось занять 60,5 % целевых мест: поступили 25,6 тыс. студентов из предполагавшихся 42,3 тыс. На «сельское хозяйство» набрали 50,5 % (3,9 тыс. чел.), в инженерных науках — 27,5 % (12,6 тыс. чел.) В педагогических науках занято 22,3 % целевых мест (4,4 тыс. чел.), в математических и естественных — 14,8 % (666 чел.). Антирекордсмен, повторим, направление «Гуманитарные науки»: заполнено только 12,8 % целевых мест (415 чел.).

Казалось бы, придуман новый механизм: работодатель и абитуриент (то есть будущий работник) могут найти друг друга на сайте «Работа в России». По регионам — никаких ограничений: если, условно, абитуриент отчаялся поступить на бюджетное в петербургский медвуз, может поискать больницу в другом регионе. Та оплатит обучение, абитуриент поступит (конкурс есть, но мягче), а после выпуска отработает столько, сколько прописано в договоре. Обычно не меньше трех лет и не больше пяти.

Вопрос: отчего не идут в целевики? Целевой прием был и раньше, квоты выделялись, и если были заполнены не все, то все же больше, чем при новых правилах.

Причина, как водится, не одна.

Начать с того, что некоторые потенциальные целевики, согласные работать даже в другом регионе, получали от вузов от ворот поворот. Слишком поздно выяснялось, что не каждый работодатель, выставивший себя на «Работе в России», может стать партнером вуза и студента в целевом обучении. До участия в проекте допущены только органы власти субъектов РФ, государственные и муниципальные учреждения, госкомпании и госкорпорации, предприятия ОПК, а также товарищества, ООО и АО с государственной долей в уставном капитале. И тут вопрос к сервису «Работа в России»: почему разместить заявку на целевика могли и компании, которые в перечень не входили?

Это лишь часть путаницы и ошибок — а они были со всех трех сторон: абитуриентов-целевиков, потенциальных работодателей и вузов.

На сайте Российского союза ректоров говорится, что Минобрнауки РФ видит причину в «неготовности работодателей к новым требованиям, включая обязательную поддержку студентов», а также в том, что работодатели «концентрировали свои заявки в столичных вузах», а региональные игнорировали.

В любом случае новые правила целевого приема наслоились на прежние уязвимости.

Например, абитуриент и прежде нередко рассматривал целевое обучение как запасной аэродром — на случай, если не хватит баллов поступить «на бюджет». Сейчас, когда сняты ограничения по регионам, работодатель где‑нибудь в Якутске может выбрать целевика из Петербурга. Но как он может быть уверен, что все это «по любви» и с «серьезными намерениями»? При прежних ограничениях с привязкой к региону якутский работодатель сказал бы якутскому абитуриенту: приходите, познакомимся, обсудим. Сейчас единственное качество целевика, которое видит работодатель, — результаты ЕГЭ.

Читайте также:

В Минобрнауки РФ готовят новый «канал» подготовки педагогических кадров

Сергей Рукшин: государство потратило деньги на ваше образование — поработайте на благо родного города


#образование #Целевое обучение #абитуриенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7879) от 01.04.2025 под заголовком «Почему не идут в целевики?».


Комментарии