По местам Александра Пушкина: история Бугровской мельницы
Михайловское, Петровское, Тригорское… Эти усадьбы в Пушкинских Горах знакомы, без сомнения, практически каждому, кто бывал в этих замечательных местах на Псковщине. А вот Бугровская мельница, расположенная там же, на реке Луговке, известна чуть меньше. А ведь это тоже памятное пушкинское место.
Бугровская мельница — точная копия той, что была здесь в XIX веке./ФОТО АВТОРА
Строителями и владельцами мельницы во второй половине XVIII века были монахи Святогорского монастыря, а ее арендаторами в течение многих лет — владельцы Тригорского Александр Вындомский и его дочь Прасковья Осипова-Вульф. Ежегодная плата монастырю составляла пятьдесят рублей.
Бывал на Бугровской мельнице и Пушкин, ведь дорога в Михайловское через плотину в XIX веке была единственной. Крестьяне деревни Бугрово вспоминали, что видели Александра Сергеевича, выходящего из мельницы: весь белый, в муке, будто старый мельник…
Здесь поэт узнавал от местных крестьян различные предания и поверья, мифы и легенды. Их было много, ведь мельника в деревне принимали за колдуна. Считали, что он продает свою душу водяному, что на мельнице водятся черти и русалки. Позже все увиденное и услышанное на мельнице Пушкин перенес на страницы своих произведений.
Например, исследователи подсчитали, что мельница в его стихах встречается более двадцати раз. Именно у мельницы разворачивается действие драмы «Русалка». Есть версия, что именно у Бугровской мельницы, точнее, у плотины на реке Луговке, согласно сюжету романа «Евгений Онегин», проходила дуэль Онегина и Ленского…
Мельника побаивались, но и уважали, потому что он был неутомимым тружеником — в сезон, который продолжался с мая по ноябрь, работал не покладая рук. Недаром в «Русалке» Пушкин вложил в уста мельника такие слова: «…А мне покою // Ни днем, ни ночью нет, а там посмотришь: // То здесь, то там нужна еще починка, // Где гниль, где течь…».
На один час в сутки механизм приостанавливали, чтобы жернова чуть‑чуть остыли и не дали трещины. Если такое случалось — считай, мельницу можно закрывать. Местного материала, чтобы изготовить новый жернов, на Псковщине не было, его приходилось привозить издалека.
Увы, подлинной мельницы, помнившей времена поэта, не сохранилось. Уже в 70‑х годах XIX века она обветшала и была разобрана. С тех пор здесь долгое время лежал большой валун, на котором было высечено: «Здесь при Пушкине стояла водяная мельница».
В 1986 году состоялось открытие тематического музея — на берегу реки Луговки появился макет водяной мельницы. А в 1999‑м, к 200‑летию со дня рождения Пушкина, приступили к восстановлению мельницы на историческом месте. Именно здесь, на левом берегу реки, были найдены некоторые элементы фундамента XIX века.
Для восстановления здания были использованы исторические документы, в частности, «Описи построенной от монастыря водяной мельницы» от 1805 года. Так что сегодня это практически точная копия того сооружения, что существовало здесь в пушкинские времена. Мельничные механизмы привезли со старинной и еще рабочей, хотя уже и не действовавшей водяной мельницы из деревни Маслово Опочецкого района Псковской области. Отладить их помогали мастера из Саранска. Теперь здесь можно увидеть всю технологию, которая использовалась в давние времена.
«Помол, сделанный на мельнице, был довольно грубым, из этой муки сразу невозможно было что‑то приготовить, — рассказал нынешний «хранитель мельницы». — С ней надо было очень плотно поработать. Для этого в распоряжении крестьянок было великое множество различных решет и сит. Чтобы получить чистую, белую муку, использовали шелковое сито. Если хотели отделить манную крупу, требовалось очень мелкое сито. А из отрубей, перемешанных с медом, делали конфеты для крестьянских детей».
В 2007 году «Музей-мельница в деревне Бугрово» был открыт после реконструкции, став настоящей действующей мельницей. На протяжении пятнадцати лет механизм водяной мельницы запускали каждый год, по выходным дням. Перемалывали по три тонны пшеницы, муку отдавали любому желающему бесплатно. Увы, за шесть тысяч рабочих часов механизм износился, и уже четвертый сезон его не запускают. Ждут средств на ремонт.
Бугровская мельница соседствует с воссозданной тогда же к 200‑летию со дня рождения поэта деревней Бугрово. Пушкинская деревня восстановлена почти в том виде, в каком ее мог видеть Пушкин: дом крестьянина, состоящий из избы по‑черному и горницы, двор, амбар, поветь, конюшня, баня, гумно, овин. Это единственный на Псковщине музей деревянного зодчества под открытым небом.
Читайте также:
Ожившая история: старинный город Холм преображается благодаря благоустройству
Соловки зимой: музей-заповедник приглашает туристов в межсезонье
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (8046) от 01.12.2025 под заголовком «Русалки из Бугрова».





Комментарии