По дороге на Кириллов: пейзажи и храмы Вологодчины привлекают и туристов, и художников

Вологодскую область зимой туристы вспоминают в первую очередь в связи с резиденцией новогоднего старца — Деда Мороза в Великом Устюге. А вот летом и осенью Вологодчина становится краем художников — паломничество с холстами и красками сюда совершают целые группы живописцев. За ними подтягиваются и туристы, для того чтобы запечатлеть красоты северной природы, по сочности и свежести намного превосходящие утомленные солнцем юга. Но и помимо пейзажей здесь есть на что посмотреть и чему удивиться.

По дороге на Кириллов: пейзажи и храмы Вологодчины привлекают и туристов, и художников | Запечатлеть пейзажи Ферапонтова едут со всей страны./ФОТО АВТОРА

Запечатлеть пейзажи Ферапонтова едут со всей страны./ФОТО АВТОРА

Если вы собрались на Вологодчину, то главный город края с воспетыми резными палисадами вы, наверное, не минуете. Хотя палисады надо будет еще поискать… А вот кремль, построенный, согласно преданию, по повелению Ивана Грозного, да Софийский собор, возведенные на берегах одноименной с городом реки, точно увидите. О самой Вологде, ее храмах и кружевах можно рассказывать долго и с придыханием, однако сегодня мы отправимся в область. Не сказать, что в глубинку, по известному маршруту Вологда — Ферапонтово — Кириллов. У туристов и художников этот путь особенно востребован, тем более что дорожное полотно здесь в идеальном состоянии.

Маковки Спасо-Каменного

Монастырями и храмами Вологодчина точно не обижена. Монахи искали уединения, а несколько веков назад места здесь были пусть не дикие, но и не особо обжитые. Думается, что и красота северной природы манила отшельников. Во всяком случае для основания монастырей площадки они выбирали с удивительным вкусом. Чуть более получаса пути — и автотрасса выходит на берега Кубенского озера. А там уже мелькают и маковки храма Спасо-Каменного монастыря.

Добраться до него можно только на катере, потому как построен он на острове. Между прочим, Спасо-Каменный считается старейшим монастырем Русского Севера, так как заложен в XIII веке. Уже одно это притягивает к нему сотни паломников и туристов.

О церквях и обителях у нас еще будет что рассказать, но ведь живут на Вологодчине не только монахи. Здесь же, по дороге на Кириллов, в поселке Майский располагается крупнейший племзавод Вологодской области.

Кириловское2_Ро.jpg
Кирилло-Белозерский монастырь слыл духовным центром всего Русского Севера./ФОТО АВТОРА

— Выращиваем племенной скот и реализуем его в хозяйства региона. А таковых становится все больше, только за последние пару лет открылось порядка тридцати новых ферм. Породы коров в основном молочные. И продукция ферм востребована: вологодское масло остается престижным брендом — вкусное, качественное. Любят его по всей России, в том числе в обеих столицах. Хотя завод наш многоотраслевой, растениеводством и садоводством мы тоже занимаемся, — рассказала председатель профкома племзавода Лариса Абраменко.

Башни мира и архитектура Севера

Племзавод — предприятие большое. Кадровый состав — почти четыре сотни специалистов разного профиля. А вот туристическую отрасль обслуживают в основном частные предприниматели. Причем самых разных идей у них предостаточно.

Кто бы мог подумать, например, что у деревни Нелидово вдруг образуется Музей знаменитых башен мира. Здесь в копиях представлены падающая Пизанская башня, Останкинская телевышка, ажурная Эйфелева башня, лондонский Биг-Бен и небоскреб Дубая… Только вот 400‑метровую башню нашего «Лахта-центра» здесь пока я не нашел. Но говорят, что появится.

Неподалеку от башен можно ознакомиться совсем с другой архитектурой. В поселке Семенково приглашают путешественников в Этнографический музей. Со всей Вологодской области и не только свозят сюда старинные дома — с резными наличниками, старинными крыльцами. Кто не нашел резной палисад в Вологде, приезжают на него полюбоваться в Семенково. Да и сами вологжане музей любят: здесь можно и свадьбу сыграть по‑старинному, и на ярмарке что‑то прикупить. А посетителей встречают всегда хлебом-солью. И пирогами, конечно.

Верблюд Бархан и другие

Еще одно вологодское чудо — верблюд Бархан в компании с другими экзотическими животными, соб­ранными в зверинце близ деревни Меглеево. Признаюсь, верблюда ожидал встретить в каких‑нибудь тунисах или египтах, но никак не в вологодской глубинке.

— Он наш коренной — тутошний, вологодский. Только что не окает. Папаша его был из Мурманска, знаменитый Талисман — самый северный верблюд России. И вот Талисман приехал жениться на верблюдихе-вологжанке — так и ­появился Бархан, которому уже 8 лет. Верблюд — очень умное животное. Интеллект его много выше, чем, например, у лошади. Но весь интеллект направлен на собственное эго — самолюбивый, дерзкий и жутко злопамятный, — рассказал организатор зверинца Дмитрий Талалаев.

Кроме верблюда на ферме лошади, пони и клиперы — помесь пони и лошади. В хозяйстве много птиц: индюки, гуси, утки разных видов. Есть лисы-чернобурки, еноты и енотовидные собаки — они хоть и похожи, но эти животные разных видов. Постояльцы зверинца живут здесь, как правило, до старости. «Мы друзей не едим», — пояснил Дмитрий.

Край живописцев

Преодолев порядка 120 километ­ров по трассе, достигаем одной из главных целей нашего маршрута — село Ферапонтово с Белозерским монастырем, знаменитым тем, что его стены и своды расписаны древнерусским иконописцем Дионисием.

В 1502 году Дионисий с сыновьями приезжает в монастырь, основанный в конце XIV века преподобным Ферапонтом. Фрески, созданные иконописцем, покрывают всю внутреннюю поверхность собора Рождества Богородицы общей площадью 800 кв. метров. Удивительно, что они практически полностью сохранились. Ведь для долговечности мастер использовал особую технику писания: грунтовал двумя слоями, а для приготовления красок использовал природные минералы — малахит и лазурит. Росписи Дионисия привлекают в Ферапонтово тысячи специалис­тов древнерусского искусства. И не только: любой живописец, любитель или профессионал, находит для себя здесь что‑то особенно важное и необходимое.

— Конечно, был здесь уже с десяток раз, и все равно каждое посещение оставляет какое‑то новое впечатление. Для меня важно все: техника, краски, сюжеты, а главное — абсолютное чувство расписываемого пространства, — поделился ощущениями вологодский художник Василий Абраменко.

Знаменитые фрески и сам монастырь, построенный в уникальном природном ландшафте — на холме между двумя озерами Ферапонтовским и Спасским, которые соединяет совсем маленькая речка Паска, — привлекают сюда десятки живописцев. В наш приезд группа из 12 московских художников устроила пленэр, расположившись со станками и холстами с разных сторон вокруг монастыря.

— Здесь мной сделаны десятки этюдов: какие‑то закончены, другие еще нет. Для меня нужно, чтобы картина какое‑то время отлежалась, прежде чем она будет завершена. Но это моя манера работы, у других может быть по‑другому, — рассказал известный художник Сергей Норков, проживающий в самом Ферапонтове.

Еще 20 километров, и мы в районном центре — городе Кириллове. Поселение, выросшее в XIV веке на Сиверском озере вокруг Кирилло-Белозерского монастыря, и сейчас тяготеет к обители и к водному пространству. В XV – XVII веках Кирилло-Белозерский монастырь являлся одним из крупнейших и богатейших монастырей России, центром духовной жизни Русского Севера. Во времена крепостного права обитель была собственником 21 тысячи крестьян. Монастырь и сейчас поражает своими размерами и территорией — только церквей в нем девять. Сегодня это не только обитель, но и историко-культурный музей-заповедник. Среди его экспонатов — старая ветряная мельница, похожая на избушку Бабы-яги. Только поворачивалась она не к лесу, а к ветру — большими рычагами-жердями. Одна из достопримечательностей — памятник живой природы черешчатый дуб возрастом 230 лет. Обхватить ствол дуба удается лишь втроем, взявшись за руки.

Кириловское1_Ро.jpg
Не только древние стены, но и деревья порой становятся памятниками./ФОТО АВТОРА

…Но завершить маршрут все же хочется в тихом спокойном месте — у чудотворного источника. От основной трассы до него надо проехать километров пять по лесной дороге. Но о потраченном времени жалеть не придется. Окатившись троекратно живой водой, получаешь заряд бодрости и здоровья. А что может быть чудеснее этого?

Читайте также:

Леший у Сторожевой горы. Местная достопримечательность деревни Вартемяги

История, написанная на платке: новые и старые традиции Дагестана


#Вологодская область #туризм #Кириллов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7755) от 24.09.2024 под заголовком «По дороге на Кириллов».


Комментарии