Плюс 10 % красоты. Как развивается рынок косметики и парфюмерии в России?

Если прогуляться по петербургским магазинам парфюмерии и косметики, становится понятно: предсказания о дефиците на этом рынке не оправдались. Мало того: на витринах массмаркета, где яблоку негде упасть, идет настоящая бьюти-война. Армия баночек и тюбиков российского производства сражается за места с товарами восточного и азиатского происхождения, да и европейские производители по‑прежнему представлены на прилавках…

Плюс 10 % красоты. Как развивается рынок косметики и парфюмерии в России? | ФОТО Daniel Reinhardt/dpa/picture-Аlliance/ТАСС

ФОТО Daniel Reinhardt/dpa/picture-Аlliance/ТАСС

Люксовая ностальгия

Конечно, за последний год полки магазинов косметики и парфюмерии изменились, и покупатели это заметили. По данным исследовательского центра НАФИ, обновленным ассортиментом магазинов косметики и товаров для личной гигиены недовольны лишь пятая часть опрошенных. Стоит уточнить, что некоторая часть импортных товаров премиум-класса и вправду исчезла с витрин наших магазинов, и даже появились «бьюти-бай­еры», которые, по примеру челноков из 90‑х прошлого века, привозят товары из других стран.

Но большинство покупателей обновленный ассортимент и появление большого количества российских косметических и парфюмерных новинок вполне устраивает.

«Я с интересом пробую отечественные новинки, с удовольствием покупаю косметику восточных и азиатских брендов», — говорит посетительница петербургского магазина косметики и парфюмерии Вера Кривцова.

На вопрос, что лучше выбрать из появившегося многообразия, даже профессионалы не всегда могут ответить с ходу.

«Надо пробовать, — считает сотрудница салона красоты Ирина Мартьянова. — Из того, что мы уже успели протестировать, есть очень достойные косметические средства, которые не только не уступают импортным, но и превосходят их по качеству».

В прошлом году российские производители парфюмерии и косметики представили на рынок более 500 новых линеек продукции. В основном это средняя и эконом ценовая категория. Премиум-класс пока отстает.

«Выпуск на российских предприятиях косметики премиум-класса возможен, — уверен президент популярной федеральной парфюмерно-косметической сети Эдгар Шабанов. — Но пока это слишком дорогое удовольствие, несмотря на то что отечественная косметика не хуже иностранных аналогов, а в некоторых случаях даже лучше».

Нелегкий бизнес

Большинство российских предприятий, занимающихся производством косметики и парфюмерии, расположены на территории Моск­вы и Московской области (52 %), порядка 23 % — в Петербурге, Ленинградской области и других регионах Северо-Запада. Чуть больше 20 % — юг России. Оставшееся небольшое количество предприятий — это регионы Сибири и Дальнего Востока.

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), 95 % профильных отечественных предприятий — это компании малого и среднего бизнеса.

«Что же касается крупных компаний, то в нашей стране их пул выкристаллизовался только в последние годы, — отмечает председатель правления РПКА Татьяна Пучкова. — Из них всего 20 имеют оборот более 2 млрд рублей, у порядка 50 предприятий оборот свыше 800 млн рублей».

Всего в России компаний, зарегистрированных как производители парфюмерии и косметики, — 700. Показательно, что 100 из них были созданы в течение последних двух лет. При этом только у 200 компаний имеются полноценные производственные площадки, соответствующие техническому регламенту. Получается, что остальные размещают на таких производствах заказы по контракту.

Выпуск косметики нелегкий бизнес. Согласно статистике, в этой отрасли из четырех новых брендов в течение трех лет выживает один. В нынешних условиях такая тенденция особенно актуальна на рынке массмаркета, где среди косметических брендов средней и низкой ценовой категории развернулась жесткая конкурентная борьба.

«Росту конкуренции способствует увеличение онлайн-продаж, в том числе за счет стремительно развивающихся маркетплейсов, — обращает внимание руководитель отечественного косметического производства Феликс Либ. — Попасть на их витрину сегодня проще простого. В итоге, если забить в популярном маркетплейсе запрос «шампунь», платформа выдаст 70 тысяч предложений».

Полка для своих

Но даже в такой непростой ситуации, по данным Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии, в прошлом году объем производства парфюмерно-косметической продукции в РФ вырос более чем на 10 %, а доля отечественных производителей на внутреннем рынке увеличилась на 7 – 8 % в денежном эквиваленте.

Рост доли российских компаний продолжился и в 2023 году, а государство наконец‑то обратило на эту отрасль внимание. Минпромторг РФ в тандеме с производителями впервые разработал план по импортозамещению в отрасли до 2026 года. В него вошли 38 позиций готовой продукции, среди которой уходовая косметика, декоративная, детская, средства по уходу за волосами, гигиенические товары, а также парфюмерия и бытовая химия. За ближайшие четыре года планируется увеличить долю потребления отечественной продукции в среднем еще на 10 %.

Кроме того, сейчас идет работа над законопроектом «о российской полке», задача которого — обязать торговые сети выделять места в магазинах под российские товары, к которым, кстати, приравняли и белорусские бренды, изготовленные на территории РФ. А вот международные торговые марки, локализовавшие свое производство в нашей стране, находятся за рамками этой преференции. Предполагается, что нормы о «российской полке» вступят в силу 1 марта 2024 года.

В общем и целом одно ясно на сто процентов: без средств для красоты мы точно не останемся.


#косметика #парфюмерия #рынок #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7450) от 05.07.2023 под заголовком «Плюс 10 % красоты».


Комментарии