Планета Левитана. «Открытый» художником волжский городок до сих пор хранит творческий дух

Вопрос на засыпку: где самое большое в России компактное место проживания сторонников буквы «ё»? Те, кому доводилось путешествовать по Волге, ответят без труда: конечно же, это Плёс. Его население 1800 человек — меньше, чем в ином современном многоквартирном доме. Тем не менее это не деревня, а город со всеми полагающимися ему атрибутами в виде церквей, музеев, отелей и многочисленных памятников. Более того, город очень известный — по количеству туристов на душу населения первый в России. А прославил его великий русский художник Исаак Левитан. Впрочем, есть мнение, что это Плёс прославил Левитана…

Планета Левитана. «Открытый» художником волжский городок до сих пор хранит творческий дух | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

«Постигается любовью…»

Правый берег Волги. Два высоких холма. Между ними — тихая речушка Шохонка. На склонах — россыпь утопающих в зелени домишек. Чистенькая набережная с аккуратными купеческими «дворцами». Типичная российская глубинка, но обладающая таким очарованием, что, ненадолго попав сюда (а стоянка туристических теплоходов — всего несколько часов), хочется остаться еще хотя бы на день. Побродить, полюбоваться, вчувствоваться…

Точная дата основания поселения неизвестна. В Новгородской летописи Плёсская крепость упоминается в связи с поимкой там в 1141 году посадника Якуна Мирославича, бежавшего вместе с князем Свято­славом от гнева новгородцев в Суздаль к князю Юрию Долгорукому. В 1238 году хан Батый крепость уничтожил, но поселение осталось. В дальнейшем крепость восстановили, но на Плёс обрушились новые бедствия. В 1419‑м — эпидемия чумы, и жители «тако вымроша, яко и жита бежати некому». Через два года — страшный неурожай. Зимой 1429‑го город был разграблен и сожжен казанцами, а в 1609‑м — польскими интервентами.

Оправившись после нанесенного ущерба, Плёс почти полностью сгорел при пожаре 1838 года. Но не погиб и после этого. Более того — расцвел, став центром полотняного производства, хлебной торговли и крупным портом Шуйско-Ивановского промышленного района.

Однако к тому времени, когда его «открыл» 28‑летний художник Исаак Левитан, городок пребывал в упадке. Ведь после строительства железной дороги Иваново — Кинешма значение перекрестка торговых путей он утратил.

Тогда, в 1888‑м, Левитан путешествовал по Волге в поисках пленэра. В компании с ним был его приятель, художник Алексей Степанов. И 41‑летняя (!) ученица Софья Кувшинникова, замужняя женщина, с которой у Левитана к тому времени был роман.

Речные пейзажи по пути из Нижнего Новгорода воображение мастера не будили. Но за Кинешмой он увидел холмисто-лесные берега, круто убегающие вверх от воды. И обратился к капитану:

— Что за место?

— Городок Плёс. Точнее сказать, городишко…

— Сходим!

Левитан побежал в каюту за мольбертом и саквояжами. Сошли на берег — да так и остались тут на весь сезон почти до октября. «Плёс сразу нас обворожил, — вспоминала потом Кувшинникова, — и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим. Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак…».

Дом, в мезонине которого они поселились, принадлежал купцу Петру Солодовникову. Художник и его возлюбленная провели там три счастливых лета. С самого раннего утра Левитан выходил из дома с мольбертом: бродил по холмам, выбирал лучшие точки обзора, писал пейзажи с натуры, возвращался затемно.

Плес2_Ру.jpg
ФОТО АВТОРА

Местное население первое время смотрело на художников, как на труппу бродячего театра. Да они и сами давали тому повод: Левитан в белом жабо часто посещал местные чайные, полные бородатых старообрядцев, а Софья ходила с ним на охоту в мужских брюках и виртуозно стреляла вальдшнепов — немыслимое поведение для барышни по тем временам. Огромные белые зонты от солнца, которые художники использовали на этюдах, тоже удивляли провинциальную пуб­лику. «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью», — написал Левитан о плёсских пейзажах.

По набережной, с Шаляпиным

Создал он здесь в общей сложности больше двухсот картин, включая признанные шедевры. «Тихую обитель». «Вечер. Золотой Плёс». «Березовую рощу»… Написанная уже в 1894‑м картина «Над вечным покоем», которая на 22‑й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге произвела настоящий фурор, тоже была навеяна Плёсом. Левитан писал вид на озеро Удомля под Вышним Волочком, но вместо находившейся там невзрачной церквушки изобразил плёсскую церковь Святых Петра и Павла.

Петропавловская гора, где она стояла, была любимым местом художника — здесь он написал большинство плёсских пейзажей. Самой церкви уже нет — сгорела в 1903‑м. На ее место перенесли похожую деревянную церковь Воскресения из села Билюково XVII века постройки. Вид на Волгу и Плёс от нее открывается все такой же головокружительный. По соседству — следы древнего Петропавловского погоста. А подняться к церкви можно по той же тропе, по которой взбирался Левитан, — сейчас тут удобная лестница. Сама же гора сегодня носит его имя. Здесь теперь стоит памятник ему — у мольберта, с кистью в руке.

В бывшем же доме купца Солодовникова ныне располагается музей, посвященный жизни и творчеству великого пейзажиста. Правда, особняк из двухэтажного стал одноэтажным. В середине прошлого века, когда шли работы по запуску Горьковского водохранилища, в Плёсе проводились мероприятия по укреплению береговой полосы, и первые этажи некоторых домов, стоящих на набережной, пришлось засыпать…

Недалеко от музея располагается скульптура «Дачница». Сидящая на садовой скамейке и глядящая на Волгу сквозь пустой мольберт барышня в шляпке — это, без всяких сомнений, Софья Кувшинникова. Роман ее с Левитаном, кстати, кончился скандалом — читающая Россия безошибочно узнала парочку в рассказе Чехова «Попрыгунья». Писатель пытался оправдываться, уверяя, что «все совпадения чисто случайны». Но совпадений было слишком много. Левитан, который до того с Чеховым приятельствовал, хотел вызвать его на дуэль. Помирить их смогла писательница Щепкина-Куперник, которая устроила им встречу и заставила подать друг другу руки.

А Плёс с легкой руки Левитана превратился в «художническую мекку». Вслед за мэтром туда потянулись профессиональные и начинающие художники. Летом 1910 года сюда впервые приехал Федор Шаляпин. Согласно одной из городских легенд, сойдя с парохода, он неторопливо прошел по базарной площади, купил пять фунтов семечек и, лузгая их, с улыбкой оглядывался. «Шаляпин!» — послышалось в толпе. «Горло, значит, семечками полирует», — шутливо сказал кто‑то. «Полно, дураково поле, — перебил другой голос. — Горло полируют другим средством».

Слух о приезде Шаляпина мигом облетел весь город, и за певцом уже ходила огромная толпа. Просили, конечно, спеть, но он, улыбаясь, отказывался. И, по‑прежнему бросая в рот семечки, шутил, что «горло не отполировано».

В память о великом певце — памятник на плёсской набережной. Шаляпин сидит на перевернутой лодке, положив на колени плащ и задумчиво глядя вдаль, на волжские просторы. Рядом — девочка с собакой. Оба — реальные персонажи. Собаку зовут Гудок, а девочку — Оля, она дочь местного купца. Почему они оказались рядом с певцом, неизвестно.

Эпоха возрождения

Плёс дорожит своими традициями и духом провинциального живописного городка. Архитектура, стилистика, приметы старины здесь под охраной властей: никаких новомодных высоток и торговых центров с сайдингом. Не только природа, но и купола церквей, двери кафе, вывески лавок, мощенные брусчаткой мостовые — как при Левитане. На воротах бывших купеческих домов — имена прежних владельцев с краткими историческими справками. Великолепный «Дом о семи окнах», однако, искусная современная стилизация. Шесть его арочных окон высотой 2,6 метра и балконная дверь привезены в Плёс из Петербурга, с Дворцовой набережной. Некогда они украшали запасной дом дворца великого князя Владимира Александровича.

Плес3_Ру.jpg
ФОТО АВТОРА

Столь неординарная идея была реализована в рамках глобального проекта «Потаенный город», автором которого является бывший предприниматель из Орска Алексей Шевцов. В 1997‑м, когда они с женой Натальей купили здесь участок, город пребывал в полуразрушенном состоянии. Шевцов решил возродить Плёс и привлечь в него туристов. Начал с того, что купил и отремонтировал три старинных дома рядом со своим участком и превратил их в бутик-­отель. В 2005‑м они с братом продали контрольный пакет акций машиностроительного концерна, годовая выручка которого составляла около 1,4 млрд рублей. Свою долю предприниматель направил в развитие Плёса.

С начала 2000‑х он восстановил около пятидесяти исторических зданий. Некоторые из них функционируют как гостиницы класса люкс с интерьерами в духе XIX века. В разное время там останавливались крупные российские бизнесмены, высокопоставленные чиновники, голливудские актеры и даже члены британской королевской семьи. Часть зданий отведена под музеи, рестораны и кафе, где подают блюда по местным рецептам. Всего за двадцать с лишним лет предприниматель вложил в проект около 1 млрд рублей.

Возрожденным оказался не только внешний облик города, но и его творческий дух. Как и во времена «после Левитана», сюда потоком едут художники, а по количеству разнообразных фестивалей город даст фору иному областному центру. Планета, открытая великим художником, уверенно движется по своей орбите.


photo_5388690081411359675_y.jpg
ИСТОЧНИК dzen.ru/ФОТО wikipedia.org/ ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ

Читайте также:

Традиции и мудрость: как Тервеничи сохраняют свою идентичность

Малая родина. Дачные легенды Васкелова

#Плёс #город #Левитан

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7742) от 05.09.2024 под заголовком «Планета Левитана».


Комментарии