Планета Левитана. «Открытый» художником волжский городок до сих пор хранит творческий дух
Вопрос на засыпку: где самое большое в России компактное место проживания сторонников буквы «ё»? Те, кому доводилось путешествовать по Волге, ответят без труда: конечно же, это Плёс. Его население 1800 человек — меньше, чем в ином современном многоквартирном доме. Тем не менее это не деревня, а город со всеми полагающимися ему атрибутами в виде церквей, музеев, отелей и многочисленных памятников. Более того, город очень известный — по количеству туристов на душу населения первый в России. А прославил его великий русский художник Исаак Левитан. Впрочем, есть мнение, что это Плёс прославил Левитана…
ФОТО АВТОРА
«Постигается любовью…»
Правый берег Волги. Два высоких холма. Между ними — тихая речушка Шохонка. На склонах — россыпь утопающих в зелени домишек. Чистенькая набережная с аккуратными купеческими «дворцами». Типичная российская глубинка, но обладающая таким очарованием, что, ненадолго попав сюда (а стоянка туристических теплоходов — всего несколько часов), хочется остаться еще хотя бы на день. Побродить, полюбоваться, вчувствоваться…
Точная дата основания поселения неизвестна. В Новгородской летописи Плёсская крепость упоминается в связи с поимкой там в 1141 году посадника Якуна Мирославича, бежавшего вместе с князем Святославом от гнева новгородцев в Суздаль к князю Юрию Долгорукому. В 1238 году хан Батый крепость уничтожил, но поселение осталось. В дальнейшем крепость восстановили, но на Плёс обрушились новые бедствия. В 1419‑м — эпидемия чумы, и жители «тако вымроша, яко и жита бежати некому». Через два года — страшный неурожай. Зимой 1429‑го город был разграблен и сожжен казанцами, а в 1609‑м — польскими интервентами.
Оправившись после нанесенного ущерба, Плёс почти полностью сгорел при пожаре 1838 года. Но не погиб и после этого. Более того — расцвел, став центром полотняного производства, хлебной торговли и крупным портом Шуйско-Ивановского промышленного района.
Однако к тому времени, когда его «открыл» 28‑летний художник Исаак Левитан, городок пребывал в упадке. Ведь после строительства железной дороги Иваново — Кинешма значение перекрестка торговых путей он утратил.
Тогда, в 1888‑м, Левитан путешествовал по Волге в поисках пленэра. В компании с ним был его приятель, художник Алексей Степанов. И 41‑летняя (!) ученица Софья Кувшинникова, замужняя женщина, с которой у Левитана к тому времени был роман.
Речные пейзажи по пути из Нижнего Новгорода воображение мастера не будили. Но за Кинешмой он увидел холмисто-лесные берега, круто убегающие вверх от воды. И обратился к капитану:
— Что за место?
— Городок Плёс. Точнее сказать, городишко…
— Сходим!
Левитан побежал в каюту за мольбертом и саквояжами. Сошли на берег — да так и остались тут на весь сезон почти до октября. «Плёс сразу нас обворожил, — вспоминала потом Кувшинникова, — и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим. Мы нашли две комнатки недалеко от берега и с помощью сена, ковров, двух столов и нескольких скамеек устроили бивуак…».
Дом, в мезонине которого они поселились, принадлежал купцу Петру Солодовникову. Художник и его возлюбленная провели там три счастливых лета. С самого раннего утра Левитан выходил из дома с мольбертом: бродил по холмам, выбирал лучшие точки обзора, писал пейзажи с натуры, возвращался затемно.
ФОТО АВТОРА
Местное население первое время смотрело на художников, как на труппу бродячего театра. Да они и сами давали тому повод: Левитан в белом жабо часто посещал местные чайные, полные бородатых старообрядцев, а Софья ходила с ним на охоту в мужских брюках и виртуозно стреляла вальдшнепов — немыслимое поведение для барышни по тем временам. Огромные белые зонты от солнца, которые художники использовали на этюдах, тоже удивляли провинциальную публику. «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью», — написал Левитан о плёсских пейзажах.
По набережной, с Шаляпиным
Создал он здесь в общей сложности больше двухсот картин, включая признанные шедевры. «Тихую обитель». «Вечер. Золотой Плёс». «Березовую рощу»… Написанная уже в 1894‑м картина «Над вечным покоем», которая на 22‑й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге произвела настоящий фурор, тоже была навеяна Плёсом. Левитан писал вид на озеро Удомля под Вышним Волочком, но вместо находившейся там невзрачной церквушки изобразил плёсскую церковь Святых Петра и Павла.
Петропавловская гора, где она стояла, была любимым местом художника — здесь он написал большинство плёсских пейзажей. Самой церкви уже нет — сгорела в 1903‑м. На ее место перенесли похожую деревянную церковь Воскресения из села Билюково XVII века постройки. Вид на Волгу и Плёс от нее открывается все такой же головокружительный. По соседству — следы древнего Петропавловского погоста. А подняться к церкви можно по той же тропе, по которой взбирался Левитан, — сейчас тут удобная лестница. Сама же гора сегодня носит его имя. Здесь теперь стоит памятник ему — у мольберта, с кистью в руке.
В бывшем же доме купца Солодовникова ныне располагается музей, посвященный жизни и творчеству великого пейзажиста. Правда, особняк из двухэтажного стал одноэтажным. В середине прошлого века, когда шли работы по запуску Горьковского водохранилища, в Плёсе проводились мероприятия по укреплению береговой полосы, и первые этажи некоторых домов, стоящих на набережной, пришлось засыпать…
Недалеко от музея располагается скульптура «Дачница». Сидящая на садовой скамейке и глядящая на Волгу сквозь пустой мольберт барышня в шляпке — это, без всяких сомнений, Софья Кувшинникова. Роман ее с Левитаном, кстати, кончился скандалом — читающая Россия безошибочно узнала парочку в рассказе Чехова «Попрыгунья». Писатель пытался оправдываться, уверяя, что «все совпадения чисто случайны». Но совпадений было слишком много. Левитан, который до того с Чеховым приятельствовал, хотел вызвать его на дуэль. Помирить их смогла писательница Щепкина-Куперник, которая устроила им встречу и заставила подать друг другу руки.
А Плёс с легкой руки Левитана превратился в «художническую мекку». Вслед за мэтром туда потянулись профессиональные и начинающие художники. Летом 1910 года сюда впервые приехал Федор Шаляпин. Согласно одной из городских легенд, сойдя с парохода, он неторопливо прошел по базарной площади, купил пять фунтов семечек и, лузгая их, с улыбкой оглядывался. «Шаляпин!» — послышалось в толпе. «Горло, значит, семечками полирует», — шутливо сказал кто‑то. «Полно, дураково поле, — перебил другой голос. — Горло полируют другим средством».
Слух о приезде Шаляпина мигом облетел весь город, и за певцом уже ходила огромная толпа. Просили, конечно, спеть, но он, улыбаясь, отказывался. И, по‑прежнему бросая в рот семечки, шутил, что «горло не отполировано».
В память о великом певце — памятник на плёсской набережной. Шаляпин сидит на перевернутой лодке, положив на колени плащ и задумчиво глядя вдаль, на волжские просторы. Рядом — девочка с собакой. Оба — реальные персонажи. Собаку зовут Гудок, а девочку — Оля, она дочь местного купца. Почему они оказались рядом с певцом, неизвестно.
Эпоха возрождения
Плёс дорожит своими традициями и духом провинциального живописного городка. Архитектура, стилистика, приметы старины здесь под охраной властей: никаких новомодных высоток и торговых центров с сайдингом. Не только природа, но и купола церквей, двери кафе, вывески лавок, мощенные брусчаткой мостовые — как при Левитане. На воротах бывших купеческих домов — имена прежних владельцев с краткими историческими справками. Великолепный «Дом о семи окнах», однако, искусная современная стилизация. Шесть его арочных окон высотой 2,6 метра и балконная дверь привезены в Плёс из Петербурга, с Дворцовой набережной. Некогда они украшали запасной дом дворца великого князя Владимира Александровича.
ФОТО АВТОРА
Столь неординарная идея была реализована в рамках глобального проекта «Потаенный город», автором которого является бывший предприниматель из Орска Алексей Шевцов. В 1997‑м, когда они с женой Натальей купили здесь участок, город пребывал в полуразрушенном состоянии. Шевцов решил возродить Плёс и привлечь в него туристов. Начал с того, что купил и отремонтировал три старинных дома рядом со своим участком и превратил их в бутик-отель. В 2005‑м они с братом продали контрольный пакет акций машиностроительного концерна, годовая выручка которого составляла около 1,4 млрд рублей. Свою долю предприниматель направил в развитие Плёса.
С начала 2000‑х он восстановил около пятидесяти исторических зданий. Некоторые из них функционируют как гостиницы класса люкс с интерьерами в духе XIX века. В разное время там останавливались крупные российские бизнесмены, высокопоставленные чиновники, голливудские актеры и даже члены британской королевской семьи. Часть зданий отведена под музеи, рестораны и кафе, где подают блюда по местным рецептам. Всего за двадцать с лишним лет предприниматель вложил в проект около 1 млрд рублей.
Возрожденным оказался не только внешний облик города, но и его творческий дух. Как и во времена «после Левитана», сюда потоком едут художники, а по количеству разнообразных фестивалей город даст фору иному областному центру. Планета, открытая великим художником, уверенно движется по своей орбите.
ИСТОЧНИК dzen.ru/ФОТО wikipedia.org/ ИНФОГРАФИКА Ирины ГАБОВОЙ
Читайте также:
Традиции и мудрость: как Тервеничи сохраняют свою идентичность
Малая родина. Дачные легенды Васкелова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7742) от 05.09.2024 под заголовком «Планета Левитана».
Комментарии