Пхеньян действует нестандартно. Почему КНДР объявила Южную Корею врагом и взорвала приграничные дороги?
Власти Северной Кореи приняли ряд мер по укреплению обороноспособности республики. Одним из решений Пхеньяна стала ликвидация автомобильного и железнодорожного сообщения с южным соседом.
ФОТО Micha Brändli on Unsplash
Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК), главный информационный орган Северной Кореи, 17 октября официально подтвердило полный «физический» разрыв автомобильного и железнодорожного сообщения с Южной Кореей. Южнокорейские военные еще во вторник известили о взрывах на трассах, речь, в частности, шла об уничтожении участков дорог Кенги и Донхэ к северу от демаркационной линии. Дороги с противоположной стороны не пострадали, но после взрывов южнокорейские военные сделали несколько предупредительных выстрелов.
В сообщении ЦТАК содержалось и обоснование такого нестандартного решения: «Это неизбежные и законные меры, исходящие из требований конституции республики, определившей Республику Корея абсолютно враждебным государством, и серьезной обстановки безопасности, которая доходит до грани непредсказуемой войны из‑за серьезной военно-политической провокации враждебных сил».
Это первое официальное подтверждение того, что КНДР все же внесла соответствующие поправки в свой основной закон: прежде положений, определявших Республику Южная Корея как вражеское государство, в нем не было. Однако в январе Ким Чен Ын заявил о необходимости зафиксировать в конституции, что Южная Корея — «неизменный главный враг», а также исключить положение о стремлении к мирному воссоединению двух стран. После этого в прогнозах погоды северокорейские государственные телеканалы перестали показывать Корейский полуостров как единое целое, был демонтирован монумент «Арка воссоединения» двух Корей в Пхеньяне. На минувшей неделе состоялось заседание парламента КНДР, посвященное поправкам в основной закон, но о его решениях не сообщалось.
Как сообщили власти КНДР 11 октября, с начала месяца трижды над Пхеньяном были замечены южнокорейские дроны, которые разбрасывали пропагандистские листовки. В заявлении МИД КНДР утверждается, что листовки «пропитаны злобной ложью и грубыми словами, они оскорбляют государственную власть, достоинство КНДР и клевещут на социалистический строй», а запущенные беспилотники могут использоваться как наступательное средство. «На свете, наверное, нет такого государства, которое не отреагирует на нарушение воздушного пространства своей страны и случаи, когда в воздушном пространстве над столицей летает беспилотник враждебного государства», — говорится в заявлении ведомства.
Спустя два дня в генштабе Корейской народной армии сообщили о приказе привести артиллерию, развернутую вдоль границы с Южной Кореей, в состояние повышенной боеготовности, чтобы нанести незамедлительный ответный удар в случае очередного появления в небе южнокорейских беспилотников. Ким Е Чен, сестра северокорейского лидера и заместитель главы отдела ЦК Трудовой партии Кореи, назвала действия южан «конфронтационным бесчинством», направленным на разжигание войны. «Мусор нужно бросать в мусорный ящик», — заявила она. На сегодняшний день Пхеньян не объявлял мобилизацию, однако, по данным ЦТАК, желание вступить в армию изъявили более 1,4 млн молодых людей.
В Сеуле не отрицают факт пролета беспилотников над Пхеньяном, но отказываются объяснять причины направления БПЛА в столицу КНДР. Как сообщил журналистам официальный представитель комитета начальников штабов вооруженных сил Южной Кореи Ли Сон Чжун, военные республики не занимаются данным инцидентом. «Не знаю, почему комитет начальников штабов должен вести расследование в отношении беспилотников, появившихся в Пхеньяне. Это должна объяснять Северная Корея», — цитирует ТАСС Ли Сон Чжун.
В российском внешнеполитическом ведомстве полагают, что провокационные действия Сеула ведут к эскалации ситуации на полуострове. «В последние дни обстановка на Корейском полуострове серьезно накалилась. Согласно поступающим из Пхеньяна официальным сообщениям, территория КНДР, включая столицу, подверглась беспрецедентным атакам беспилотных летательных аппаратов со стороны Республики Корея, которые разбрасывали пропагандистские материалы», — говорится в комментарии официального представителя МИД России Марии Захаровой. Как отметила дипломат, подобные акции со стороны Сеула необходимо воспринимать «как грубое посягательство на суверенитет КНДР, а также вмешательство во внутренние дела в целях разрушить законный государственно-политический строй независимого государства». Захарова отметила, что дальнейшая эскалация напряженности чревата «реальными вооруженными инцидентами». В связи с этим она призвала южнокорейское руководство прекратить нагнетать обстановку на полуострове и серьезно относиться к предупреждениям Пхеньяна.
Как считает заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов, ликвидация автомобильного и железнодорожного сообщения с Южной Кореей — это часть нового курса КНДР по отношению к Сеулу. «Пхеньян считает, что Сеул проводит в отношении КНДР враждебную и агрессивную политику. Терпение северокорейских властей закончилось. Теперь они не хотят иметь никаких дел с южнокорейским руководством, хотя ранее допускали создание конфедеративной республики по принципу: одно государство, две разные социально-экономические системы», — отметил Воронцов. По его словам, важным фактором при пересмотре своей политики в отношении Южной Кореи для КНДР могло стать то, что Сеул сначала перестал соблюдать часть положений межкорейского соглашения от 19 сентября 2018 года, а этим летом и вовсе приостановил действие данного документа. Соглашение предусматривало меры по снижению напряженности в военной сфере, в том числе устанавливало в пограничных районах буферные зоны, где запрещены военные учения.
В отличие от Сеула у Пхеньяна нет никаких планов по завоеванию южнокорейских территорий, речь идет «о сугубо оборонительных действиях», уверен ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Евгений Ким. «Оборонные планы КНДР как раз и доказывает ликвидация авто- и ж/д-сообщения с Южной Кореей. КНДР боится нападения со стороны Сеула, потому решила себя обезопасить от потенциального наступления южнокорейских войск, которые часто проводят военные учения с американцами, японцами и другими союзниками в регионе. Если бы у КНДР были агрессивные планы в отношении Южной Кореи, если бы Пхеньян, у которого есть тысячи танков, собирался воевать, наступать на территорию Южной Кореи, он бы захотел сохранить дороги в нормальном состоянии и не разрушал бы авто- и ж/д- сообщение», — считает эксперт. По его словам, власти КНДР хотят своими действиями призвать США к прекращению обострения ситуации в регионе. «Вашингтону невыгоден мир на Корейском полуострове. И Пхеньян своими действиями хочет сделать предупреждение Соединенным Штатам, чтобы во время своих выборов они не создали еще один очаг напряженности в мире для отвлечения внимания своего народа от внутриамериканских тяжких проблем», — заключает аналитик.
Читайте также:
Ударом на удар. Ситуация на Ближнем Востоке становится взрывоопасной
ООН как слепок ушедшей эпохи. Нынешнее международное право — продукт западной политической культуры
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7774) от 20.10.2024 под заголовком «Пхеньян действует нестандартно».
Комментарии