«Пионер» пойдет в поход. Первый в России морской «беспилотник» заложен на судовой верфи в Петербурге

Первый в России морской «беспилотник» проекта 25700 «Пионер-М» заложили специалисты Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ). Когда они изготовят корпус этого маломерного научно-исследовательского судна катамаранного типа, оснащенного оборудованием для безэкипажного управления, работы продолжатся на заводских площадках в Крыму. А после испытаний новинка будет выполнять комплекс исследований в водах Черного и Азовского морей.

«Пионер» пойдет в поход. Первый в России морской «беспилотник» заложен на судовой верфи в Петербурге | Фото: Pixabay / mcfisher

Фото: Pixabay / mcfisher

Проект разработали сотрудники Севастопольского государственного университета. Точнее, одной из его базовых кафедр - «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», которую открыло там действующее в том же крымском городе центральное конструкторское бюро «Коралл». Но к этим работам, проводившимся при поддержке Минобрнауки РФ и Агентства стратегических инициатив, питерские ученые имеют прямое отношение. В них участвовали представители Политехнического университета Петра Великого. Цифровой двойник корпуса «Пионера-М», подготовленный в центре компетенций «Новые производственные технологии» этого вуза, позволил не только ускорить сроки проектирования, но и определить оптимальные параметры судна, что продлит его жизненный цикл.

А дальше за дело взялись корабелы СНСЗ, входящего в консорциум центра «Национальные технологические инициативы» СПбПУ, который занимается цифровым проектированием, разрабатывает материалы нового поколения, аддитивные (объемное 3D-прототипирование) и гибридные промышленные технологии.

Корпус научно-исследовательского судна СНСЗ изготовит из современных композиционных материалов, поскольку эта верфь, расположенная в поселке Понтонный (Ленобласть), является пионером в развитии отечественного полимерного судостроения. А затем передаст «эстафету» крымским партнерам: надстройку судна выполнят специалисты конструкторско-технологического бюро «Судокомпозит» (город Феодосия), а за его монтаж, финальную сборку и достройку возьмется Севастопольский морской завод - филиал центра судостроения «Звездочка», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

По словам Вадима Медведева, директора департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки РФ, эта кооперация отвечает интересам всех ее участников. А главное - она поможет в кратчайшие сроки, к лету будущего года, завершить основные работы и станет основой подготовки новых специалистов-судостроителей на юге России. Важность такого взаимодействия промышленности, образования и науки отмечает также и Владимир Середохо, генеральный директор СНСЗ.

В проекте 25700 его создатели использовали целый ряд смелых, прорывных решений. Так, на борту судна будут работать поочередно сменные лаборатории (модули контейнерного типа), что расширит его научный функционал. Благодаря этому на удалении до 50 морских миль от берега можно будет проводить океанографические, гидробиологические, гидрохимические, геоморфологические исследования, а также осуществлять водолазные работы и операции с применением гидроакустических систем.

Катамаран получит гибридную энергетическую установку: смонтированная на нем специальная трансмиссия сможет при необходимости подключать к гребному валу судна электрический привод или двигатель внутреннего сгорания. Проект предусматривает, кроме того, оснащение маломерного (длиной 25,7 метра, шириной 9 метров и водоизмещением 82 тонны) судна солнечными панелями отечественного производства общей мощностью 26 кВт.

А другая его отличительная особенность - возможность плавания во время исследовательских походов (судно сможет уходить в море на 500 миль при скорости 10 узлов) в беспилотном режиме. «Пионер-М» станет, таким образом, первым в нашей стране судном, где будут отработаны технологии безэкипажного судовождения, которые найдут, как ожидается, широкое применение.

Работы по этому проекту ОСК, отвечающая за его реализацию, финансирует за счет средств федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014 - 2020 гг.».

Читайте также о том, что один из первых советских морских роботов восстановлен в Кронштадте.

#беспилотник #флот #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6445) от 24.05.2019 под заголовком ««Пионер» пойдет в поход».


Комментарии