Петербургские ученые запатентовали новый способ управления беспилотниками
Ученые Государственного университета аэрокосмического приборостроения запатентовали новый способ управления беспилотными летательными аппаратами.
ФОТО Cole Freeman on Unsplash
При словах «беспилотный летательный аппарат», БПЛА, представляется самолет или квадрокоптер. На самом деле к ним может относиться и морской транспорт: например, экраноплан, аэролодка или суда на воздушной подушке — их называют «аппараты с динамическим принципом поддержания».
Сложность задачи что для квадрокоптера, что для экраноплана с аэролодкой общая: нужно стараться огибать неровности подстилающей поверхности. Только под квадрокоптером эта подстилающая поверхность — земной рельеф, а под аппаратами с динамическим принципом поддержания — морские волны.
В горах точной информации о рельефе местности может не быть, и ради безопасности нужно поднимать летательный аппарат на высоту с запасом. Однако по высоте есть ограничения. Экраноплану, чтобы не задевать морские волны, тоже приходится подниматься выше — это также снижает эффективность его использования.
Ученые ГУАП разработали программное обеспечение, которое позволит минимизировать высоту полета. Беспилотный аппарат сможет маневрировать в горизонтальной плоскости, стремясь огибать неровности земной поверхности или большие морские волны. У экраноплана это увеличит аэродинамическое качество и повысит грузоподъемность. Для аэролодки увеличится безопасность движения. А если беспилотник движется над землей, новый способ позволит прокладывать траекторию над более низкими участками рельефа — значит, квадрокоптер или другой летательный аппарат смогут доставлять грузы туда, куда раньше не долетели бы из‑за ограничений по высоте.
Дорогостоящая модернизация бортовых систем не понадобится: достаточно стандартного бортового оборудования. Для создания таких систем управления все необходимые комплектующие есть в России, отмечают разработчики — правда, добавляют, что «сохраняется проблема низкой эффективности отечественных вычислителей».
Проект сейчас находится на стадии научно-исследовательской работы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7382) от 27.03.2023 под заголовком «Над волнами, над горами».
Комментарии