Первый в России реабилитационный центр для алкоголиков отмечает свой юбилей
Рождением своим дом обязан американскому бизнесмену Луису Бентлу. Сам избавившийся от алкогольной зависимости при помощи популярной программы «12 шагов», он стал распространять ее по всему миру. Но, приехав в СССР в 1989 году, понял, что в его помощи здесь нуждаются более всего. Отсчет времени жизни дома начинается с 1996 года, когда Бентл организовал приют для бездомных алкоголиков на территории подсобного хозяйства Софийского собора в поселке Поги. Однако масштабов приюта было явно недостаточно, и вскоре он был реорганизован в реабилитационный центр. На деньги американца купили участок земли с недостроенным домом в деревне Перекюля Ломоносовского района Ленинградской области, в котором поселились около десяти реабилитантов вместе с первым директором центра Владимиром Трифоновым.
ФОТО Pixabay
За эти годы силами пациентов и с помощью многочисленных благотворителей здесь возник маленький городок, где одновременно проходили реабилитацию 30 пациентов – 20 мужчин и 10 женщин. А ежегодно путевку в трезвую жизнь получали около 360 человек. Всего таковых к нынешнему моменту набралось уже 10 тысяч. Из них, как говорят, полностью перестали пить около 30% – кто понимает, тот подтвердит, что это много.
Дом приобрел известность как в России, так и за границей. Наши специалисты ездили на стажировки в США, заграничные – приезжали сюда делиться опытом. Все шло прекрасно, пока в 2010 году главный благотворитель Бентл не ушел в мир иной. Центр, севший на голодный паек, с 2016-го перестал быть бесплатным, а год назад прием пациентов прекратил.
Можно было бы предположить, что виной тому стала пандемия. Однако, как сообщил сооснователь и председатель попечительского совета центра Дмитрий Шагин, Роспотребнадзор работу дома не запрещал. Просто иссякли источники финансирования – у благотворителей (явно из-за того же ковида) начались финансовые проблемы, не удалось получить и бюджетную субсидию. Тем не менее жизнь в центре совсем не умерла – в зданиях проходил ремонт, а по воскресеньям проводились занятия в группе самопомощи. Дом работал, но без пациентов.
И вот совсем недавно его руководители объявили, что он снова открывает свои двери для страждущих исцеления. Причем, как уверяет другой сооснователь дома врач-психиатр Евгений Зубков, есть большое желание, чтобы он функционировал так, как изначально был задуман. То есть бесплатно. Весь коллектив – 12 штатных сотрудников плюс волонтеры – пока сохранен. Первостепенная задача – найти деньги. Весьма перспективна, по мнению Зубкова, распространенная в мире схема – некий бартер, когда крупная компания-спонсор получает квоты на излечение своих сотрудников.
Однако, как призналась исполнительный директор центра Татьяна Кондакова, попытка реализовать эту идею у нас пока оказалась неудачной. Четыре года назад театр «Комик-трест» поставил спектакль «Трезвые» по сценарию выпускника дома. В постановке принимали участие Дмитрий Шагин, Андрей Ургант, Олег Гаркуша, Наталия Фиссон, Игорь Сладкевич. Имелось в виду предлагать спектакль для показа большим градообразующим предприятиям, которые, как можно предположить, имеют проблемы с алкоголезависимыми сотрудниками. Но оттуда стабильно отвечали: «У нас таких проблем нет».
Тем не менее Кондакова преисполнена оптимизма. Она рассчитывает и на социально ответственный бизнес, и на государственную поддержку. Некоторые спонсоры, несмотря на ковид, все же сохранились. В их числе как коммерческие структуры, так и люди искусства – к примеру, знаменитый музыкант Эрик Клэптон, который сам создал два аналогичных центра — один во Флориде, другой на Антигуа — и финансирует их, продавая с аукциона свои гитары. Много лет помогает дому художник Михаил Шемякин, а Юрий Шевчук дает в его пользу благотворительные концерты. К сожалению, всех этих усилий сегодня явно недостаточно – нужно как-то заинтересовать большой бизнес. Содержание дома – миллион рублей в месяц. Для серьезной фирмы это сущие копейки, но открыть кошельки пока соглашаются лишь немногие.
Почему благотворители гораздо охотнее помогают сиротам и бездомным, чем алкоголикам? А потому, уверен Шагин, что они не задумываются: откуда берутся эти сироты и бездомные? Если посмотреть в корень, всегда обнаружишь там алкогольную тему. Отрезвив нацию, мы решим сразу массу острейших социальных проблем. И потому такие дома надо открывать по всей стране.
Каждый год в день рождения центра там проходит грандиозный праздник, на который обязательно съезжаются люди, получившие здесь новую жизнь. Привозят супругов, детей. Приветствуют собравшихся известные артисты, традиционно поддерживающие дом. Один из них, Анвар Либабов, к юбилейному разговору, состоявшемуся в агентстве ТАСС, присоединился в онлайн-режиме. Он честно признался, что находится на даче, «трезвый и счастливый», а также посетовал, что не может выйти на связь с кладбища, где похоронены многие жертвы алкогольной зависимости. А трезвый он уже 18 лет – на два года меньше, чем дружит с «Домом надежды на Горе».
– Первый раз, – признался артист, – я приехал туда на концерт сразу после успешных московских гастролей, «с великого бодуна». Евгений Зубков и Митя Шагин познакомили меня с филантропом, который все это создал. Он увидел меня, сразу все почувствовал и сказал: «Милости просим в наш мир трезвости». И во мне что-то сдвинулось...
За Либабовым «раскололся» и Шагин – оказалось, что Бентл точно так же на него посмотрел «и все понял» в 1992-м. И вот основатель группы «Митьки» (в свое время, между прочим, отдавшей хорошую дань алкогольной тематике) уже 28 лет пребывает в трезвости.
И Либабов, и Шагин глубоко убеждены: борьба с алкоголизмом – важнейшая государственная задача. В ее решении – залог здоровья и благополучия общества.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (6967) от 16.07.2021 под заголовком «Четверть века милосердия».





Комментарии