Первая Арктическая научная школа для молодых ученых открылась в Архангельске
На нее приехали 50 студентов из 15 российских университетов — участников ассоциации «Национальный арктический научно-образовательный консорциум» (ассоциация «НАНОК») из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Тюмени, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, Петрозаводска, Усинска, Рязани и Орла.
ФОТО YanLev on Shutterstock
«Мы привлекли лекторов разных дисциплин и направлений для того, чтобы участники школы увидели весь спектр многообразных арктических исследований, которые ведутся в нашей стране сегодня, и таким образом смогли посмотреть шире своей тематики, понять в целом, как развивается арктическая наука, — рассказал ТАСС директор Института стратегического развития Арктики САФУ Александр Сабуров. — Хотим показать, что наука, и особенно наука в Арктике, это не только работа в лабораториях, это еще и возможность интереснейших экспедиций, полевых выездов, без которых просто невозможно проводить эти исследования».
Часть участников школы — победители конкурса студенческих научных работ НАНОК. Церемония награждения прошла на открытии. Трое студентов автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета (Якутск) разработали прототип шагающей машины, которую можно было бы использовать на труднодоступных территориях Арктической зоны РФ. Молодые разработчики называли свою машину «стопоход»: вместо колес или гусениц у нее четыре ноги. По словам студентов, такая конструкция меньше повреждает почвенный слой, кроме того, она способна преодолевать небольшие водные преграды: «Мы пробовали запускать его в искусственный водоем небольшого размера, наш «стопоход» смог преодолеть этот маленький брод. Если в будущем построить в крупном масштабе, то он сможет преодолевать неглубокие речки, озера, тем самым сможет помочь [доставлять грузы] жителям труднодоступных деревень». Для установки ребята используют электродвигатель и солнечные панели.
Проект Екатерины Кочневой из Уральского федерального университета (Екатеринбург) посвящен развитию транспортно-логистического комплекса Ямала. Она рассматривает возможность транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) по железной дороге как альтернативу маршруту по Севморпути. «Можно продлить существующие железнодорожные магистрали, которые уже есть на Ямальском полуострове, просто они частично проложены, дотянув их до Екатеринбурга, — рассказала она. — А Екатеринбург очень хорошо подвязан к Транссибу. Соответственно, можно будет распределять поставку СПГ и на запад, и на восток через Транссиб».
Студент САФУ Сардар Акрамов представлял на конкурс работу, посвященную очистке попутного нефтяного газа. Это перспективный ресурс, он может использоваться для выработки электроэнергии, кроме того, он содержит различные полезные элементы. Сейчас попутный газ в основном сжигают. «Для каждого месторождения нужно отдельно подбирать способ очистки, способ использования, поскольку месторождения бывают разные, то есть характеристики попутного нефтяного газа также разные», — отметил Акрамов.
Участники школы посетят лаборатории САФУ и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики, а также центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. Школа завершится 29 марта.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7632) от 28.03.2024 под заголовком «Пойдет «стопоход» по Арктике».
Комментарии