2Vtzqv4Hz9U

Перспектива на восток. В Петербурге обсудили сотрудничество с Китаем

В Китае прошел ХХ съезд Компартии Китая, где обсуждались пути развития страны до 2035 года. В марте покинет свой пост премьер Ли Кэцян, а генеральный секретарь партии Си Цзиньпин собрал новую команду. Между тем лидеры России и КНР подписали «дорожную карту», согласно которой к 2024 году взаимный товарооборот вырастет до 200 млрд долларов. Какие перспективы конкретно у Петербурга, обсуждали в Доме журналиста сначала на панельной дискуссии, а потом на «круглом столе» под общим названием «Петербург — окно на запад, перспектива на восток. Технологические возможности Северной столицы. Чем мы удивим Китай».

Перспектива на восток. В Петербурге обсудили сотрудничество с Китаем | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

КНР в 2021 году обогнала по валовой продукции весь Евросоюз, говорит Чэнь Чжиган, генеральный директор Российско-китайского бизнес-парка, председатель Китайского общества Санкт-Петербурга. Представителей среднего класса в Китае — 400 млн человек, как все население США. Но при этом слабый внутренний инвестиционный рынок, переизбыток производственных мощностей и коммерческой инфраструктуры.

«За 8 месяцев товарооборот с Китаем вырос в 1,5 раза. Это не только сырье и оборудование, но и новые виды товаров, от автомобилей до запчастей», — отмечает Александр Ходачек, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Но, по словам ученого, действующие коридоры уже не справляются с объемами перевозок. Правда, открылся новый железнодорожный путь из Моск­вы до Харбина, а китайских портов можно достичь и по Северному морскому пути. «Если раньше мы смотрели на участие китайских судов как на элементы конкуренции, то сейчас можем говорить об элементах совместной деятельности по использованию возможностей Северного морского пути», — считает Ходачек. Тем более что в Петербурге возможна подготовка специалистов для совместного использования Севморпути и моряков для работы в арктических широтах.

Если из Китая мы будем в большем объеме получать сложную бытовую технику, то Россия может поставлять продукцию сельского хозяйства, сложные электротехнические изделия, контрольно-измерительные приборы. Конкретно Петербург силен в точном машиностроении, аэрокосмической промышленности, разработках в авио­нике, офтальмологии. Не говоря уже о том, что Северная столица России входит в Список всемирного наследия ­ЮНЕСКО, а «за культурой идет экономика».

Однако многие предприятия, располагаясь даже «под боком» у Китая, в Сибири, традиционно сотрудничали с Евросоюзом. «Перевозка в сторону запада по железной дороге стоит дешевле, чем перевозка с запада на восток», — объясняет Ольга Ракитова, ИА «ИнфоБио», главный редактор журнала «Международная биоэнергетика». Биотопливо было впечатляющим по масштабам продуктом экспорта в Евросоюз с его «зеленой повесткой». Например, Россия была третьим после США и Канады экспортером топливных гранул из отходов древесины. С июля лесоматериалы признаны стратегически важным ресурсом, их экспорт в ЕС запрещен. И на Китай пока не повернуть: в КНР запрещен ввоз древесных отходов, поясняет Ракитова.

«Сегодня мы понимаем, что основным ориентиром для нас вместо Европы становится Азия. Но бизнесу должно быть комфортно с обеих сторон», — говорит Дмитрий Панов, председатель петербургского регионального отделения «Деловой России». Мы говорим на разных языках, буквально и фигурально, причем как раз знание китайского языка — наименьшая проблема. «В стране 80 тысяч китаистов. Но лишь 20 % из них трудоустроены по специальности», — констатирует Татьяна Уржумцева, директор НИЦ изучения социально-экономических проблем стран АТР (СПбГЭУ), исполнительный директор ассоциации «Китайский деловой центр». Очевидно, 80 % китаистов не хватает знаний и навыков в конкретных отраслях. Но и у бизнеса в этих отраслях нет понимания того, что подкованный китаист мог бы помочь бизнесу продвигаться на восток.

Российский бизнес как носитель европейской бизнес-культуры привык к быстрому заключению сделки — или быстрому отказу ее заключить. От китайского потенциального партнера ответа можно ждать очень долго. Но, как говорит Уржумцева, причин такой кажущейся медлительности всего две: либо ваше деловое предложение невнятно оформлено, либо китайцам оно неинтересно, но не в их правилах обижать отказом. «Китайский бизнес работает быстро, если видит свою выгоду. Если мы эту выгоду показываем, то вы сегодня поговорили — и сегодня же будете иметь контракт. Если вы не были готовы к разговору с китайским бизнесом, то ждать будете долго», — уверена Татьяна Уржумцева.

По словам Дмитрия Панова, в правительство страны подано предложение создать в регионах инвестиционные проекты по критически важным для субъектов Федерации направлениям экономической деятельности. Но модель должна быть четко прописанной и прозрачной, чтобы привлечь и представителей Китая. Пока инвестиции из КНР не превышают 5 %, говорит депутат, но китайцы готовы развивать новые инвестиционные направления.

«Нам Китай ничем удивлять не нужно, нам нужно выстраивать хорошие прагматические стратегические отношения», — полагает Екатерина Лебедева, вице-президент союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата». Но отечественному бизнесу надо быть готовым изменяться. Например, по словам Екатерины Лебедевой, в Китае хорошо относятся к российским продуктам, но производитель далеко не всегда готов адаптировать этот продукт по рецептуре и упаковке под требования китайского рынка.

Зато креативные индустрии не страшатся «разницы культур». Например, у петербургской кинокомпании «СТВ» (мультфильмы про богатырей, фильмы Балабанова и Авдотьи Смирновой и многое другое, в том числе номинированные на «Оскар» мультфильмы Константина Бронзита и фильм «Монгол» Бодрова-старшего) Ближний Восток закупил всю анимацию до 2024 года. Даже еще не вышедшую. В Китае успешно идет мультсериал «Лунтик». Руководитель «СТВ» продюсер Сергей Сельянов в прошлом году получил награду за выдающийся вклад в развитие кино в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Кино — универсальный язык, это попытка донести свой культурный код. Мы работаем по всем направлениям. Но китайское направление требует значительно больших усилий», — признает Светлана Барабанщикова, директор по международному развитию кинокомпании «СТВ».

Основная проблема не в адаптации кинопродукта: продюсеры уже знают, что российские комедии и драмы не близки китайской аудитории, а вот фильмы про спорт или космос, экшн-фильмы пользуются спросом. Трудности «организационные», в продвижении — и для этого, считает Барабанщикова, опять же нужны китаисты со знанием юридических вопросов и специфики отрасли.

«Чтобы работник отвечал запросам экономики, его подготовка должна состоять из трех компонентов: отрасль, язык и подготовка в межкультурной коммуникации», — комментирует Татьяна Уржумцева. По ее словам, петербургские вузы готовы готовить именно таких специалистов. Но, говорит эксперт, чтобы в другой стране российский продукт был «общественно приемлем», в первую очередь должна быть «общественно приемлема» сама Россия — на это «работают» и «лунтики», и культурные фестивали, и общество Российско-китайской дружбы, которому уже почти 65 лет.


#Дом журналиста #Китай #сотрудничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7282) от 24.10.2022 под заголовком «А китаиста в компанию нанять не пробовали?».


Комментарии