Переквалифицироваться в пешеходы придётся тем, кого привлекут за нетрезвую езду

Для выпивох плохие новости: Третий кассационный суд общей юрисдикции разрешил изымать автомобили у граждан, задержанных за вождение в нетрезвом виде, а также за отказ от прохождения медицинского освидетельствования теми, кого ранее уже привлекали за пьяную езду. Причем конфисковывать авто в пользу государства будут невзирая на материальное положение злостного нарушителя.

Переквалифицироваться в пешеходы придётся тем, кого привлекут за нетрезвую езду | ФОТО Darwin Vegher on Unsplash

ФОТО Darwin Vegher on Unsplash

Если от столь драконовских мер кто‑то схватился за сердце, напомним: власти об этом давно предупреждали. Проект о конфискации авто у пьяниц был внесен в Госдуму еще в 2014‑м. Однако его отклонили. Причина? Депутаты посчитали, что такую меру можно применять только к собственникам машины, которые, весьма вероятно, и капли в рот не берут, а использующие их авто муж/брат/сват таким образом смогут избежать наказания.

Тем не менее в 2015 году суды начали конфисковывать автомобили у тех, кто систематически садился за руль нетрезвым. Правда, год спустя такой практике был положен конец. Пленум Верховного суда принял решение, согласно которому автомобиль не может быть признан орудием совершения преступления, следовательно, его нельзя конфисковать.

Думаете, в этом вопросе была поставлена точка? Отнюдь. В июле 2022‑го соответствующий закон все‑таки был принят. Согласно ему, транспорт обращался в доход государства в случае, если в течение года нетрезвого водителя ловили повторно.

Казалось бы, вот оно, торжество правосудия! Но многие судьи старались избегать жесткого наказания и оставляли транспорт у осужденных. Почему? Из жалости. Мол, по словам выпивох, «авто — единственный кормилец семьи, и если его не будет, дети начнут голодать…». Это в качестве примера, как давили на жалость. А если водитель вызывает сочувствие, то, согласно законодательству, у судей есть право личного решения.

Теперь же Конституционный суд пояснил, что конфискация машины — это не одна из мер, а обязательное действие. То есть у судьи при принятии решения нет выбора: отбирать машину или не отбирать. По закону — положено конфисковать. Значит, авто будет отобрано в пользу государства.

И на это решение не повлияет, кому принадлежит автомобиль: супруге, дедушке, подруге или еще кому‑то. Если машиной пользовались, не раз нарушали на ней правила, да еще совершали преступления, придется отдавать. При этом также не учитывается материальное положение осужденного.

Конечно, есть люди, которые с такими жесткими мерами не согласны. Они считают, что нечистым на руку сотрудникам ГИБДД это решение дает возможность подзаработать. Мол, инспектор ДПС, который поймал нетрезвого водителя, может предложить ему за долю малую решить вопрос на месте без суда.

Конечно, и такие варианты нельзя совсем сбрасывать со счетов. Однако хочется надеяться, что далеко не все сотрудники дорожной инспекции будут поступать таким образом. А ну как через несколько километров ранее отпущенный ими водитель совершит смертельное ДТП?

Пьяный водитель — потенциальный убийца. Поэтому тем, кто садится за руль в нетрезвом виде и тем более поступает так неоднократно, никаких оправданий быть не может.

Кстати 

Правило «выпил — за руль не садись» скоро будут применять не только к любителям горячительного, но и к тем, кто принял некоторые лекарства.

В России готовится список медикаментов, прием которых будет являться основанием для лишения водительских прав. В частности, в него могут войти препараты, затрудняющие концентрацию внимания, например, снотворные и седативные средства. За подобное нарушение водителю может грозить штраф в размере 45 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении.

Читайте также:

Взялись за ремень? Какие новые требования ГИБДД ждут автолюбителей в ближайшем будущем

Надёжно, удобно и выгодно. Полис ОСАГО становится насущной необходимостью


#водители #закон #автомобиль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (8022) от 27.10.2025 под заголовком «Переквалифицироваться в пешеходы».


Комментарии