Переход на проактивную экономику позволит России преодолеть спад в газодобыче
На нефтегазовом комплексе России геополитическая напряженность и санкции сказываются напрямую. Особенно на газовой индустрии. Но нет худа без добра: сама жизнь подтолкнула этот важнейший сектор промышленности к необходимым переменам. Скажем, к переходу на отечественные технологии и оборудование, появляющиеся при поддержке Минпромторга РФ. Это показала крупная отраслевая выставка, приуроченная к прошедшему недавно XII Петербургскому международному газовому форуму (ПМГФ-2023). Вдумчиво оглядевшись и оценив риски, эксперты «прочертили» там пути развития отрасли с учетом турбулентности, охватившей, несомненно, весь мировой рынок голубого топлива.
ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС
Время Кулибиных
Могучая газпромовская структура, более 50 % акций которой принадлежат государству, была и остается одним из столпов российской экономики. И не без оснований, если принять во внимание неисчислимые запасы природного газа (около 37,5 трлн кубометров), накопленные в российских «кладовых». А также масштабы производства, очень развитую инфраструктуру и прочие факторы.
Подобно тому, как земля в представлении древних покоилась на трех китах, в основе национального благосостояния России во многом лежали достижения этого и столь же влиятельных промышленных исполинов.
Правда, диверсификация отечественной промышленности и нарастающий (благодаря усилиям власти) вклад в укрепление экономики несырьевых отраслей привели к изменению структуры налоговых отчислений в госказну. Нефтегазовый сектор, дававший свыше 40 % таких поступлений, не остановился в развитии. Но вследствие выравнивания отраслевых перекосов — процесс давно ожидаемый и вполне объективный — его доля в общей налоговой копилке снизилась до 28 %.
Природный газ, однако, продолжает оставаться экономически выгодным и более выигрышным с экологической точки зрения топливом. А роль газовой индустрии в социально-экономическом развитии многих регионов страны и поступлении в казну валютной выручки (равно как ее влияние на смежные отрасли) по‑прежнему трудно переоценить…
В пандемию газовикам удалось не допустить серьезного спада в добыче голубого топлива. Однако позже это все‑таки произошло — из‑за политически мотивированного отказа европейских стран от российских энергоносителей. Контрсанкции, которые Россия вынуждена была ввести против некоторых зарубежных компаний, сделали невозможным транзит газа в том же направлении по трубопроводу Ямал — Европа (сырье поступало по нему через Польшу в Германию и ряд других стран) мощностью 32,9 млрд кубометров в год.
Впрочем, падение газовики в определенной степени компенсировали наращиванием производства сжиженного природного газа (СПГ) и увеличением поставок этого вида сырья, крайне востребованного, на внешние рынки. Здесь, правда, тоже оказались свои подводные камни: в свое время, создавая с нуля этот сектор, где требовались сложнейшие технологии, газовики ориентировались почти исключительно на западных поставщиков.
Ниокровские работы, связанные с созданием отечественных технологий по сжижению газа, конечно, велись — но путь, который западные разработчики прошли за долгое время, российским Кулибиным требовалось миновать в ускоренном темпе. Требовалось также быстро построить собственный специализированный флот, чтобы перевозить морским путем углеводороды, включая сжатый газ. И вот данные Росстата: экспорт сырья в сжиженном виде вырос на 7,9 %…
Арктический каскад
Надо сказать, что текущие геополитические реалии «сдвинули» весь мировой газовый рынок. А поскольку природный газ остается основным энергоносителем, сравниться с которым не может пока никакое сырье, такие фундаментальные подвижки заставляют задуматься многих участников рынка.
Это продемонстрировал ПМГФ-2023, повестку которого (международное сотрудничество в условиях глобальных перемен, новые СПГ-проекты, развитие газомоторного топлива и т. д.) сочли злободневной и зарубежные специалисты. Хотя центральной темой форума стало обеспечение технологической независимости России в газовой сфере, он привлек представителей нефтегазовых компаний, аналитических центров и международных отраслевых ассоциаций из Белоруссии, Китая, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и многих других стран.
Выступив на пленарном заседании форума, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подчеркнул: пути развития газового рынка теперь будут определять новые мировые центры экономического развития. Прежде всего, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии. Доля трубопроводных поставок российского газа в Китай за последние четыре года выросла, по его словам, до 33 %. Казахстан и Узбекистан, сами добывающие это сырье, тоже заинтересованы получать его из России по магистральным газопроводам, наращивая энергопотребление.
По мнению Миллера, на рост глобального газового рынка непременно повлияют и темпы развития международных организаций ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Спрос на газ в ближайшие десятилетия, таким образом, будет только расти. С нынешних 3,7 трлн кубометров к 2030 году он может подняться (во многом за счет выработки электроэнергии и вытеснения угля в быту и промышленности) до 4,4 трлн, а еще через 20 лет — до 5,5 трлн кубов. То же самое эксперты предрекают и в отношении сжиженного газа.
Смены парадигмы нашим газовикам опасаться не стоит, вытекало из сказанного, а нужно лишь пережить переходный период, обеспечив технологический суверенитет в этой значимой сфере. Другое дело, что нынешний кризис обострил характерные для отрасли проблемы. Многие из них эксперты, прибывшие на газовый форум, постарались обозначить.
Среди болевых точек отрасли — снижение инвестиций в газодобычу и падение ее объемов на зрелых месторождениях. Истощение рентабельных запасов в традиционных районах и переход в труднодоступные (Ямал, арктический шельф, Гыданский полуостров, Восточная Сибирь), куда за сотни километров нужно тянуть трубопроводы и создавать там другую дорогостоящую инфраструктуру.
При строительстве СПГ-заводов газовики столкнулись, как было сказано, с недостатком отечественных технологий его производства. Однако на четвертой линии завода «Ямал-СПГ» уже внедрили отечественную технологию сжижения газа («арктический каскад»)…
«Приземленный» космос
Развиваясь как мировая энергетическая держава, Россия должна выстраивать полноценную технологическую цепочку — от добычи до сбыта углеводородов, говорит аналитик Сергей Кауфман. Значит, нужно повышать процент глубокой переработки газа и долю извлекаемых из сырья ценных компонентов. Притом что модернизация таких заводов и развитие газохимии тоже требуют огромных инвестиций, на форуме об этом тоже шла речь.
Воплощая стратегию развития отрасли и реализуя важнейшие мегапроекты, Россия возвратится к докризисным показателям и вернет статус одного из ведущих экспортеров природного газа, прозвучало на форуме.
Эксперты обсудили также другие значимые для отрасли моменты: роботизация в газовой сфере и автоматизация технологических процессов. Цифровизация и создание отечественного софта, законодательное регулирование и подготовка кадров нового поколения. При этом тема импортозамещения прошла красной нитью едва ли не через все выступления участников форума…
Одна из панельных дискуссий была посвящена использованию космических технологий в «приземленной» нефтегазовой сфере. А на другой эксперты обсудили вклад петербургских компаний в выпуск оборудования, не уступающего импортному, для российских газовиков и нефтяников.
Так, конструкторские бюро Северной столицы представили на выставке обитаемый подводный аппарат «Ясон» и глубоководный комплекс с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом. Первый можно использовать для ремонта морских магистральных газопроводов. А второй — при проведении технически сложных работ (скажем, на морских платформах) на глубине свыше 2,2 километра.
Разработки последних лет показали на выставке представители Ленинградской, Астраханской, Челябинской и Пензенской областей, Пермского края и других регионов России. В экспозицию «InGAS Stream — Инновации в газовой отрасли» попало немало новинок китайских производителей (более 40 предприятий) и ведущих иранских компаний.
А на площадке Центра деловых контактов были подписаны новые соглашения о сотрудничестве. Эти документы предполагают создание, среди прочего, передовых технологий и оборудования для поиска, разведки и освоения месторождений. Так, на одном из газпромовских объектов намечается протестировать отечественную бескабельную телеметрическую систему регистрации сейсмических данных.
Газовики заинтересованы также в разработке технологии донных кабельных систем для проведения 4D-мониторинга шельфовых участков недр. Соглашения предусматривают, кроме того, реализацию в перспективных районах газодобычи крупных инвестиционных проектов и появление на рынке конкурентоспособной российской робототехники, интеллектуальных систем и др.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7544) от 15.11.2023 под заголовком «Смена парадигмы».
Комментарии