Пекин, считают в ЕС, помогает России обходить западные санкции
Отношения ЕС и Китая грозят перейти в состояние перманентной торговой войны. Причины сугубо политические: ЕС стремится «снизить риски» экономической зависимости от Китая и остерегается делиться с ним передовыми технологиями. Удастся ли при этом сохранить большие объемы торговли?
ФОТО Alejandro Luengo on Unsplash
В попытках разрешить накопившиеся противоречия в Китай отправилась делегация ЕС во главе с еврокомиссаром по вопросам торговли Валдисом Домбровскисом. Визит проходил на фоне очередной «торговой стычки»: Еврокомиссия начала антидемпинговое расследование против импорта китайских электромобилей (КНР выпускает их 60 % от мирового производства), угрожая ввести запретительные тарифы на их ввоз в Европу. Одним из поводов к тому, вероятно, стал огромный дисбаланс в торговле между ЕС и Китаем: профицит в пользу КНР в прошлом году достиг 427 млрд долларов при общем объеме торговли 847 млрд долларов. Европейцы обвиняют в этом в основном Пекин: мол, слишком много препятствий для европейских компаний устанавливают китайские власти, что есть проявление недобросовестной конкуренции. Торговая палата ЕС в Китае выставила список из 1058 претензий/замечаний по этой части к китайским коллегам. Вопросы есть буквально по всем группам товаров и услуг.
Стремление договориться при этом вроде бы есть, уж слишком велика взаимозависимость. КНР является третьим по значимости экспортным партнером ЕС (доля 9 %): в основном в Китай экспортируются машины и оборудование, сложные химикаты. А вот по импорту в ЕС китайские товары и услуги занимают долю в 21 %. При этом из Китая тоже высока доля импорта товаров с высокой добавленной стоимостью: транспортные средства (более 50 %), прочие промтовары (более 33 %) и т. д. Высока доля в европейском импорте китайских смартфонов и компьютерного оборудования, систем обработки данных. Что в свою очередь подогревает «шпиономанию»: мол, китайцы выуживают важную информацию и т. д. Впрочем, в КНР настроения аналогичные по отношению к европейским компаниям.
Все это создает богатую почву для политизации торговых отношений, она еще больше усилилась на фоне военного конфликта на Украине. Пекин, как считают в ЕС, помогает России обходить западные санкции. Именно политизация и мешает решать накапливающиеся торгово-экономические проблемы. Так, еще в 2019 году между ЕС и КНР было подписано Всеобъемлющее инвестиционное соглашение, которое призвано было уравнять в правах европейские и китайские фирмы на рынке КНР. Что стало результатом определенных усилий в том числе еще администрации Трампа, который сначала начал с Китаем торговую войну, а потом заключил перемирие. Американо-китайские отношения в значительной степени влияют на отношения КНР — ЕС. А вот уже отношения администрации Байдена с Пекином не задались, что пагубно сказалось и на отношениях Пекина и Брюсселя. Последовал обмен санкциями, увязанными с «нарушением прав человека» с одной стороны и «вмешательством ЕС во внутренние дела Синьцзян-Уйгурского автономного района» с другой. Европарламент инвестиционное соглашение заморозил.
Под влиянием опять же политики США европейские чиновники стали резко ограничивать сотрудничество с Китаем в высокотехнологичных областях. Были ужесточены условия приобретения китайскими компаниями активов в европейской промышленности, в первую очередь в инфраструктурных и высокотехнологичных областях. Это калька с американской политики в отношении Китая. В Европе также всерьез обсуждают возможность введения импортных ограничений в отношении китайских чипов в биотехнологиях, где позиции европейцев относительно сильны, поэтому ущерб, полагают еврочиновники, будет небольшим. Они могут ошибаться, поскольку Пекин может ответить «асимметрично».
Или, например, под влиянием США, которые ужесточили контроль над экспортом в КНР полупроводниковых технологий, голландская компания ASML вынуждена была ограничить поставки своего уникального литографического оборудования в Китай. Это вызвало резкую реакцию Пекина. «Европа должна сама решать, что продавать Китаю. Это не должно быть решение, принятое кем‑то другим за Атлантическим океаном», — заявил недавно спецпредставитель Пекина по европейским делам Ли Хуэй.
Еврочиновники, тот же Домбровскис, говорят, что они хотят лишь «обезопасить» цепочки поставок от проблем, связанных с растущей геополитической напряженностью, но при этом не хотят рвать или «разъединяться» с китайской экономикой.
Этот новый курс уже получил доктринальное оформление на уровне ЕС. Так, в новой стратегии ЕС в отношении Китая, обнародованной в июне, была подчеркнута задача «снижения зависимости от Китая в части критически важных материалов и товаров». В июле правительство Германии опубликовало аналогичный стратегический документ в отношении Китая, который во многом повторяет общеевропейскую позицию. Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен говорила, что Европа на 98 % зависит от Китая в плане некоторых редкоземельных металлов, необходимых для технологий возобновляемой энергетики. И действительно, в ответ на политический прессинг со стороны ЕС Китай резко ужесточил условия поставки редкоземельных металлов в Европу.
Еврочиновники возлагают определенные надежды на то, что Китай в условиях замедления своей экономики проявит большую сговорчивость, чтобы сохранить большие объемы экспорта в ЕС, поскольку ставка на рост внутреннего спроса в КНР (во многом за счет расширенного кредитования и надувания «кредитного пузыря») не вполне себя оправдала. На этом фоне растет координация «китайской политики» между Брюсселем и Вашингтоном, которая в целом направлена на усиление политического давления на Пекин, в том числе в части его блокирования с Москвой. Будет ли такой курс продуктивным? Сказать трудно. Слишком тонка грань между заявленным намерением «снизить риски» от сотрудничества с КНР и постепенным ослаблением (вплоть до разрыва по ряду чувствительных направлений) торговых связей. Это может стать тем самым случаем, когда там, где тонко, там и рвется.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7516) от 05.10.2023 под заголовком «Как Европа хочет обезопасить себя от Китая».
Комментарии