Педагог-надомник. Частное репетиторство перестаёт быть подработкой
Онлайн-репетиторство бурно развивается — и на специальных платформах, и без всяких посредников, просто по видеосвязи или в мессенджерах. Однако вот какое несоответствие спроса и предложения: 57 % опрошенных россиян предпочли бы, чтобы чадо занималось с педагогом очно, а почти две трети репетиторов от таких занятий уже отказались.
ФОТО Dylan Ferreira on Unsplash
Таковы данные опроса, проведенного крупным интернет-сервисом и одной из платформ для онлайн-преподавания.
Упомянутое несовпадение спроса и предложения может смутить. Но это если смотреть «в моменте». А если «в тенденции», то доля стремящихся получить именно репетитора-«очника» — уменьшающаяся. Можно ведь сказать и так: ого, уже 43 % опрошенных клиентов вполне лояльны к дистанционным занятиям!
Как констатируют аналитики, частное репетиторство в России все увереннее переходит из подработки в полноценную работу. 34 % опрошенных репетиторов зарабатывают от 80 тыс. руб. в месяц. А 16 % — больше 100 тыс. рублей.
Стандартная рабочая неделя в России — 40 часов, но лишь 5 % опрошенных репетиторов работают столько. А 67 % удается сократить рабочую неделю до 20 часов и меньше. Казалось бы, на вольных хлебах, не сдерживаемый никакими нормами трудового законодательства, репетитор может упахиваться хоть по 16 часов в день — тем более что онлайн позволяет не терять время в разъездах по ученикам. Однако нет. Как полагают эксперты, репетиторы все чаще увеличивают свой доход не количеством уроков, а повышением ставки за час.
Вроде бы в спину могут дышать начинающие (вне зависимости от возраста) репетиторы — но демпинг, кажется, уже не в ходу. Во всяком случае лишь 1,5 % опрошенных изъявили готовность заниматься с учеником меньше чем за 500 рублей в час. Почти у 50 % час репетиторства стоит больше 1 тыс. рублей, у 18 % — больше 2 тыс. рублей (в основном это москвичи и петербуржцы). Низкие ставки пока в тех регионах, где рынок частного репетиторства только расправляет плечи.
50 % опрошенных репетиторов обретают учеников с помощью сарафанного радио, но те, кто находит клиентов еще и через специализированные онлайн-платформы, зарабатывают больше.
Есть семьи, которые ищут репетитора «на раз», объяснить ребенку сложную тему. Но таких всего 8 %. Большинство обращаются на более долгие сроки: 30 % занимаются регулярно несколько месяцев, 27 — от полугода до года, 19 % — дольше года. Чаще всего семьи ищут репетитора по иностранным языкам (31 %) и математике (23 %). Также среди востребованных — программирование (16 %) и русский язык (15 %).
Если рассматривать не просто онлайн-репетиторство, а онлайн-репетиторство как профессию, то она определенно женская: 95 % онлайн-репетиторов — дамы. Не то чтобы на удаленке не преподавали мужчины — вполне себе преподают. Но дистант, что и говорить, чрезвычайно расширил возможности для женщин (преподавать из дома безопасно, можно совмещать с домашними делами) и очень многие этим воспользовались.
Решающим фактором при выборе репетитора родители чаще всего называют опыт (примерно в такой же мере — график и формат занятий), но вот что интересно: у 23 % опрошенных репетиторов стаж — менее трех лет. А стаж больше 10 лет есть лишь у 14 % опрошенных.
Впрочем, доля опытных будет только нарастать. В том числе за счет того, что будут становиться опытнее те, кто сейчас только начинает.
Читайте также:
Только лучшие. Названы лауреаты премий Российского профессорского собрания
Победителем всероссийской олимпиады «Мой первый учитель» стала Мария Богатырева
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (8046) от 01.12.2025 под заголовком «Педагог-надомник».





Комментарии