Отметка за поведение: ее возвращение в школы одобряют как педагоги, так и родители

Напомним: отметки за поведение исчезли в конце 1980‑х. Существовали они с 1943 года: тогда, как рассказывает президент Российской академии образования Ольга Васильева, нарком просвещения Владимир Потемкин ввел «Правила для учащихся».

Отметка за поведение: ее возвращение в школы одобряют как педагоги, так и родители | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Потемкин предвидел, что для восстановления страны понадобится много образованных кадров, у осиротевших в войну детей успеваемость будет хромать, и оценка за поведение — способ поддержать учебный процесс. Несколько даже удивительно, как школа обошлась без отметок за поведение в первые десятилетия советской власти.

С 1970‑х за поведение ставили не баллы, а давали характеристику: «прим», «уд» и «неуд». Но и они были отменены в 1989‑м.

О вероятности возвращения оценок за поведение заговорили несколько лет назад. В 2021 году та же Ольга Васильева отмечала в интервью: «Современные дети час­то не понимают, что значит «вести себя хорошо», а оценка делает эти требования четкими».

В феврале нынешнего года президент РФ Путин поручил выяснить мнение учителей и родителей — насколько целесообразно возвращение оценки за поведение. При этом, по мнению главы государства, она «должна быть равноценной с другими оценками».

Доложить президенту о результатах обсуждений должны к 1 июля, но уже в марте министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что с 1 сентября 2025 года в нескольких регионах могут опробовать оценку за поведение. Россияне в основном выступают «за», что подтверждает статистика. Для сравнения: два опроса, проведенных исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob, год назад и сейчас. В них важны не столько проценты, сколько динамика.

Сейчас доля сторонников возврата оценок за поведение составляет 59 % от числа опрошенных — год назад была 47 %. Уменьшилась не только доля тех, кто «против» (с 26 до 18 %), но и тех, кто «затрудняется ответить» (с 27 до 23 %).

Среди опрошенных были и учителя, и родители школьников, и просто экономически активное население (которое не обязательно родители).

Активнее всего выступают за возвращение оценки за поведение учителя: 85 % опрошенных педагогов. Некоторые комментируют так: «Не только оценивать, но и исключать из школы за плохое поведение», «Родители должны объективно воспринимать проблемы детей, так как зачастую им нужна психологическая коррекция».

Среди родителей, что интересно, доля сторонников даже выше, чем в целом у опрошенных: 65 %. Респонденты аргументируют: «конт­роль воспитания необходим», «авторитет учителя утерян, оценка поведения поможет угомонить слишком наглых учеников». «За» чаще отцы: 75 % — в сравнении с 53 % мам. То ли мамы лояльнее к чадам, то ли предвидят, что условный «неуд» скажется на аттестате.

Еще одна закономерность: чем старше респондент, тем вероятнее он поддержит оценку поведения. Среди тех, кому еще не исполнилось 34 года, против высказались 24 % опрошенных, а среди 35 – 44‑летних противников осталось уже 16 %. А среди тех, кто еще старше, — вообще 11 %. Противники поясняют: отметка за поведение — «способ давления на родителей» и «инструмент для перевода ребенка на домашнее обучение».

Вообще‑то оценка поведения используется во многих государствах: в Италии, Германии, Польше, Норвегии, Японии, в США (в зависимости от штата). И везде есть сторонники и противники. Первые полагают, что перспектива получить «неуд» может мотивировать ребенка лучше вести себя на уроках, а потом, соответственно, поможет устроиться на рынке труда, поскольку хорошее поведение как бы демонстрирует социальные навыки. Противники отмечают: оценки сильно зависят от контекста, под стандарты их не подведешь, и есть риск, что школьники будут видеть в них несправедливое отношение и терять мотивацию к учебе.

По последним данным, эксперимент с отметками за поведение охватит ряд школ в шести регионах — ЛНР, Мордовии, Чечне, Новгородской, Ярославской и Тульской областях. Для всех российских школ отметка за поведение может стать обязательной с 1 января 2026 года.

Читайте также: 

Айтишники, технари и медики: таков в нынешнем году выбор выпускников школ

Поступить и отсеяться. Четверть будущих педагогов не заканчивают обучение




#школа #дети #поведение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7909) от 19.05.2025 под заголовком «Отметка за поведение».


Комментарии