Откатились на 30 лет. Мировой туризм не сможет восстановиться раньше 2024 года
Темпы вакцинации и появление новых штаммов коронавируса пока не позволяют мировому туризму вернуться к показателям, достигнутым в 2019 году. Как считают специалисты, даже при условии равномерного распределения вакцин, взаимного их признания и выработки единых правил пересечения границ потоки туристов между странами не восстановятся раньше 2024 года.
ФОТО pixabay
Просели в два раза
«Большая часть экспертов считают, что международный туризм вернется к уровню 2019 года в 2024‑м или позже, — говорит по этому поводу генсек Всемирной туристской организации ООН (ВТООН) Зураб Пололикашвили. — Это объясняется тем, что за время пандемии количество путешествующих в мире снизилось на миллиард человек, опустившись до уровня 30‑летней давности».
С точки зрения экономики потери выглядят катастрофическими. По оценке ВТООН, в 2019‑м вклад туризма в мировую экономику достигал $ 3,5 трлн — 4 % мирового ВВП. Однако уже в 2020‑м прямой ВВП от туризма сократился более чем наполовину (на $ 2 трлн), а его доля в мировом валовом продукте упала до 1,8 %.
Многие надеялись, что в 2021 году ситуация начнется быстро исправляться. Ведь, казалось бы, многие страны мира успешно вакцинируют население, границы постепенно открываются, а воздушное сообщение становится все более интенсивным. Однако итоги 2021 года разочаровывают: по данным ВТООН, число международных туристских прибытий выросло по сравнению с 2020‑м всего на 4 %.
В результате падение объемов мировых путешествий по сравнению с доковидным 2019‑м остается огромным (72 %). Экономический вклад туризма в мировую экономику за год немного подрос (с $ 1,6 трлн до $ 1,9 трлн), но это все равно в два раза ниже, чем до пандемии. При этом эксперты отмечают: в деньгах туризм восстанавливается быстрее, чем в «штуках». Связано это с тем, что длительность поездок растет, а еще быстрее растет стоимость услуг транспорта и проживания.
Вместе с тем стоит учесть: в различных регионах мира туристическая отрасль просела по‑разному. Быстрее всего процесс возвращения к былым показателям идет в Южной и Центральной Америке, тогда как в Азиатско-Тихоокеанском регионе отставание от 2020 года составляет 65 %, а от 2019-го — целых 94 %.
Это, разумеется, связано с ковидной политикой властей. Три из шести полностью открывшихся для туристов стран мира (Куба, Мексика, Доминикана) находятся как раз в Центральной Америке. А в Азии многие ранее популярные у туристов направления отдыха остаются для них полностью закрытыми. И появление омикрона (а возможно, и других новых штаммов коронавируса) перспективы их открытия делает весьма туманными.
Примерно в том же ключе оценивают ситуацию эксперты еще одной крупной международной организации — Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC). Исследования совета, проведенные совместно с Oxford Economics, показывают: в 2020 году в сфере туризма было сокращено почти 62 млн (18,5 %) рабочих мест. «Хотя туризм демонстрирует восстановление, угроза потери еще большего их числа сохраняется, так как многие из них поддерживаются благодаря государственным программам, — уверены в WTTC. — Если объем международных путешествий не станет расти быстрее, их вряд ли удастся сохранить».
На туристической «игле»
Кто пострадал от затянувшейся паузы больше? Если судить по объемам, то среди главных проигравших окажутся не самые туристические страны. По данным одной из международных консалтинговых компаний, на первом месте среди проигравших оказались США, чьи убытки в туризме достигли $ 147 млрд. Также в числе основных пострадавших значатся Испания и Франция, потерявшие $ 46,7 млрд и $ 42 млрд, соответственно. Кроме них в первую десятку по уровню убытков по туристической линии попали «закрытый» Таиланд ($ 37,5 млрд) и Германия ($ 34,6), а также Италия, Великобритания, Австралия, Япония и Гонконг, в которых суммы потерь колеблются от $ 29,6 до $ 24 млрд. Но…
Нюанс кроется в том, что экономика большинства этих государств диверсифицирована — туризм в ней играет не первую скрипку. Его обычная доля — на уровне 5 – 7 % от ВВП. А вот «страны по всему миру, которые в экономике полагаются на индустрию туризма, испытывают огромные потери в доходах и ВВП», констатируют эксперты WTTC.
Действительно, экономика целого ряда островных стран давно «сидит на игле» туризма. Мальдивы, к примеру, получают от этой отрасли более 70 % ВВП. Мальта, Аруба или Доминикана — от 30 до 40 %. Не случайно именно островные туристические направления открылись для зарубежных туристов прежде всего — Мальдивы, Сейшелы или Шри-Ланка давно принимают гостей, тем самым поддерживая на плаву свою экономику и занятых в ней людей.
Но и такие континентальные страны, как Хорватия, Черногория, Таиланд или Марокко, более чем на 20 % зависимы от того, как много гостей из‑за границы в них приедут. А тех, кто получает от туризма свыше 15 % ВВП, — десятки. Включая Испанию, Мексику, Португалию, Филиппины и пр.
Если говорить о России, то ее потери можно оценить как относительно умеренные. По данным «Барометра мирового туризма» ВТООН, в 2019 году наша страна приняла 24,4 млн гостей из‑за кордона, заняв в мировом рейтинге довольно высокое 16-е место. В целом на долю России тогда приходилось около 3,6 % мировых поездок туристов и 1,7 % их расходов.
Однако в реальности, даже с учетом вклада внутренних путешественников, в экономике эта отрасль никогда не играла у нас ведущей роли — совокупный вклад туризма в российский ВВП даже в лучшие времена не превышал 4 %. И только к 2035 году его намерены вырастить до 6 %, доведя в деньгах до уровня 16,3 трлн рублей. Только вот сделать это без гостей из‑за рубежа будет практически нереально, хотя успехи нашего внутреннего туризма местами впечатляют.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (7099) от 31.01.2022 под заголовком «Откатились на 30 лет».





Комментарии