От чудес к науке. После реставрации в Новгороде открылся уникальный собор ХII века
После реставрации в Новгороде открылся собор Рождества Богородицы Антониева монастыря XII века. Работы продолжались два с половиной года, в ближайшей перспективе в обновленном храме разместят уникальные экспозиции.
ФОТО АВТОРА
Святой из Рима
История этого собора и монастыря похожа на сказку. По преданию, основаны они итальянцем, приплывшим в Новгород из Рима на камне за три дня и три ночи. Это был один из известнейших и почитаемых новгородских святых Антоний Римлянин.
Согласно составленному в XVI столетии в связи с его канонизацией сказанию о житии преподобного Антония, Новгородского чудотворца, он постригся в иноческий чин в Италии, откуда происходил родом. После смерти состоятельных родителей юноша отказался от наследства — часть богатства он раздал нищим, а часть сложил в бочку и выбросил в море. Приняв монашеский постриг и прожив какое‑то время в монастыре, удалился на уединенную скалу над морем, на которой, подобно столпнику, провел не меньше года. Однажды во время страшной бури часть скалы оторвало от берега, и стоящий на ней Антоний чудесным образом приплыл из Рима в Новгород. Это случилось в 1105 или 1106 году, в канун отмечаемого в конце сентября праздника Рождества Богородицы.
По благословению новгородского владыки Никиты Антоний основал монастырь на правом берегу Волхова, где причалил принесший его большой валун. Вскоре после этого, с 1117-го по 1119 год, в обители был построен каменный храм. Средства на это Антоний взял из той самой бочки, что была брошена в море у берегов Италии и выловлена впоследствии сетями из волн Волхова новгородскими рыбаками. В это время в Новгороде каменных храмов было немного, и Антоний гордился, что смог провести работы без участия князя и новгородского епископа — получается, что храм строился не по великокняжескому заказу, он был монастырским храмом. «Несмотря на то что история происхождения Антония и его появления на берегу Волхова для ученых пока остается открытой, так как точных сведений об этом нет, этот святой действительно реальная историческая личность — его имя упоминается в летописных источниках», — рассказывает заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по научной работе Илья Мельников.
Изначально здание храма венчалось тремя куполами: главным (над основным объемом) и двумя меньшими (над южной частью хоров и над лестничной башней). В 1125 году на стенах храма появились росписи. В XVII веке к собору были пристроены приделы Антония Римлянина и Иоанна Богослова, паперть и некоторые служебные помещения. В 1671 году первоначальную живопись переписали, а в ХІХ веке древние фрески были сбиты и храм расписан заново. Большинство сохранившихся до нашего времени росписей на стенах и столпах — как раз середины XIX столетия. Они выполнены в характерной для того времени академической манере, далекой от форм православной иконописи. Однако в алтарной части чудесным образом сохранились и фрагменты уникальных ранних росписей 1125 года. «Реставрация собора Рождества Богородицы Антониева монастыря стала одним из основных событий этого года, особенно с учетом того, что предыдущая масштабная реставрация собора проводилась в 1987 году», — напоминает Илья Мельников.

ФОТО АВТОРА
Чудесный камень и китоврас
Кроме росписей в отреставрированном храме можно рассмотреть закрытые стеклом первоначальный вид пола и фрагменты одного из находившихся здесь саркофагов. Камень Антония тоже находится в храме. Удивительно, но в разгар антирелигиозной кампании советского периода его не тронули. Только вот откуда он взялся изначально, сказать сложно.

ФОТО АВТОРА
«На самом деле камней было несколько, что характерно для подобного рода реликвий, — объясняет Илья Андреевич. — Культ Антония развился в XVI веке, когда он был включен в общероссийские святцы. Соответственно, монастырю были нужны реликвии. В XVI веке камень находился в небольшой пристройке к собору — это была отдельная часовня. В более позднее время он лежал на паперти в западной части, над ним на столбике стояла икона с изображением Антония. Считалось, что, если погрызть этот столбик, можно исцелиться от зубной боли. Чудесный камень привлекал массу паломников, которые шли, чтобы ему поклониться. В итоге Антониев монастырь, в том числе благодаря этим паломникам, процветал».
Еще одно загадочное место собора — лестничная башня. По предположениям ученых, изначально она стояла отдельно от храма и была первой колокольней. В узенькой башне с винтовой лестницей сохранилась небольшая комната, которую паломники позднего времени назвали кельей Антония, потому что святой там уединялся для молитвы. В самой башне на стенах сохранились странные монохромные рисунки. Среди них можно рассмотреть изображения столпника — молящегося человека, стоящего с поднятыми руками на столпе, мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом и китовраса, представляющего собой древнерусскую версию кентавра. Рисунки расположены бессистемно, понять, зачем их изобразил автор, пока не удалось.
Центр учености
В течение многих столетий Антониев монастырь был не только заметным культурным и духовным центром, но и важнейшим местом русской учености. Именно этой теме будут посвящены экспозиции, которые планируют разместить в стенах собора. «Одна из главных особенностей Антониевой обители — соединение глубокой веры с книжным знанием, — подтверждает Илья Мельников. — Чтобы раскрыть эту тему, соборная экспозиция расскажет в том числе о Кирике Новгородце — русском математике, который в 1136 году написал первый известный нам русский математический трактат «Учение о числах». Отдельная экспозиционная часть будет посвящена важному виду монашеского творчества — каноническому праву. Монахи занимались составлением различных церковных и светских правил и законов, входивших в кормчие книги. Тот же Кирик Новгородец составил «Вопрошание Кириково», благодаря чему мы знаем много интересных деталей из жизни средневекового Новгорода. Еще одна интересная и практически не раскрытая тема, которая будет рассказана в стенах собора, древнерусское певческое искусство. К слову, Кирик известен и как руководитель церковного хора, а в XVI веке здесь жил и творил русский распевщик и автор знаменитых церковных песнопений Маркел Безбородый. В 1740 году при монастыре была открыта духовная семинария, где учились многие известные личности. Эта часть истории обители тоже будет отражена в экспозициях».
В музее-заповеднике сейчас также восстанавливают лицевой покров преподобного Антония Римлянина XVII века — уникальный памятник древнерусского шитья. Преподобный Антоний Римлянин изображен на покрове в традиционном облачении схимника. Установить по письменным источникам, в какой период времени покров находился на раке преподобного Антония, невозможно. Но, согласно вышитой на кайме летописной надписи, произведение древнерусского шитья было вложено в обитель в 1633 году царем Михаилом Федоровичем и царицей Евдокией Лукьяновной.
Реставрация изначально была осложнена ветхостью тканей покрова: специалистам пришлось устранять разрывы, сечения, деформацию и сильные загрязнения ткани. На данный момент выполнен целый комплекс реставрационных операций. Покров интересен и сложен, так как состоит из разных тканей с непохожими друг на друга узорами. Ткани использованы очень сложные — турецкие двуслойные, местами более древние, чем сам экспонат. Подобное совмещение в одном произведении материалов разного происхождения и времени обусловливает исследовательскую ценность покрова.
После завершения реставрации, которая продлится еще в течение полутора лет, шедевр древнерусского шитья займет достойное место на одной из выставок Новгородского музея-заповедника.
Читайте также:
В старом кафедральном соборе Выборга ведутся противоаварийные работы
В Выборге после реставрации вновь открыли для посетителей башню Святого Олафа
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (8007) от 06.10.2025 под заголовком «От чудес к науке».




Комментарии