Осторожно, маркетплейс! Кто гарантирует качество интернет-товаров?
Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции заявила о разработке модели контроля за соблюдением маркетплейсами и продавцами обязательных требований к обороту товаров. Также было одобрено создание специальных индикаторов риска нарушений таких требований. К примеру, предлагается законодательно закрепить право потребителя на возврат несоответствующего товара. Данные меры подразумевают поправки в проект федерального закона «О платформенной экономике», который сейчас разрабатывает Минэкономразвития России.
ФОТО Pixabay
Аналитики рынка справедливо замечают: развитие маркетплейсов привело к увеличению доли товаров ненадлежащего качества. В частности, это касается контрафактной продукции.
Закона, который бы регулировал деятельность маркетплейсов, пока нет. Они в основном руководствуются положениями оферты — договора, с условиями которого соглашается продавец при выходе на интернет-площадку.
Маркетплейсы зачастую утверждают, что не несут ответственности за продавца. Однако данный подход следует считать ошибочным.
Из п. 2.1. ст. 12 «Закона о защите прав потребителей» следует, что «владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации».
Специалисты считают, что у маркетплейсов имеются технические возможности противодействовать реализации контрафакта. Они советуют требовать от продавцов сведения о товарах, подтверждающие их происхождение. Конечно, дополнительные процедуры проверки подлинности товаров перед размещением в масштабах крупных маркетплейсов окажутся весьма затратными. Но способ сдержать цены все же есть. Снизить издержки поможет повышение штрафов и снижение порога штрафных баллов для блокировки магазинов недобросовестных продавцов.
Эксперты убеждены, что подделкой становится торговать менее выгодно. А продавцам, которые работают с маркетплейсами, советуют перед продажей убедиться, что у них «на руках» есть цепочка договоров, подтверждающая происхождение товаров от правообладателя или авторизованного дистрибьютера. Это позволит им обойтись без штрафов и разбирательств. А покупателям — все больше и больше доверять маркетплейсам. Что в конечном итоге сработает на руку всем — и площадкам, и продавцам, и потребителям.
Читайте также:
Всё по‑взрослому. Оборотная сторона детской банковской карты
Вице-президент РСТ предупредил об активности мошенников в сфере туризма перед новогодними каникулами
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7800) от 27.11.2024 под заголовком «Осторожно, маркетплейс!».
Комментарии