Остановка по требованию. Новый закон о такси вступит в силу с 1 сентября

Федеральный закон № 580, регулирующий работу такси, был принят Госдумой в конце декабря прошлого года. До вступления в силу его основных положений осталось чуть больше месяца. И чем ближе 1 сентября, тем с большим беспокойством говорят о грядущей реформе таксомоторных перевозок в больших и малых городах страны. Специалисты, задействованные в отрасли, утверждают: 580‑ФЗ (равно как и принятые в его развитие региональные законы), задуманный ради повышения безопасности пассажиров и наведения порядка на рынке, может дать обратный эффект — вернуть нас к почти забытому прошлому, когда мы ловили такси рукой у бордюра. Ряд экспертов прогнозируют, что услуга резко подорожает, спрос на нее упадет, сложившаяся система онлайн-заказов начнет разрушаться, бизнес либо обанкротится, либо уйдет в тень. В свою очередь страховщики оценивают ситуацию под другим углом и видят в переменах позитив. Ну а законодательная власть продолжает поиск компромиссных решений.

Остановка по требованию. Новый закон о такси вступит в силу с 1 сентября | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Тариф преткновения

Этого закона очень ждали представители сферы таксомоторных перевозок. На протяжении почти десятилетия они активно участвовали в его разработке, вносили предложения, спорили и в целом смотрели в будущее с оптимизмом. Но вот после принятия документа в последнем, третьем, чтении настроение у многих изменилось.

Мы десять лет ждали закона о такси, многократно выступали инициаторами, писали массу проектов, но то, что появилось, нас абсолютно не радует, — признался в ходе недавней пресс-конференции в ТАСС представитель общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов. — Закон действительно направлен на безопасность пассажиров и на упорядочение рынка, но в нем нет главного: никто не подумал о таксистах и таксомоторных компаниях. О тех, кто каждый день выходит на линии и возит пассажиров.

Бизнес в этом документе тревожит многое, но более всего — страхование. На предусмотренный законом полис ОСГОП (обязательное страхование ответственности перевозчика) вдобавок к нынешнему ОСАГО для такси страховщики и таксисты смотрят, как можно догадаться, под разными углами.

Новый закон в четыре раза повышает финансовую защищенность пасссажиров в случае происшествия (с максимальных 500 тыс. руб­лей по простому ОСАГО до 2 млн по ОСГОП), он поможет навести порядок на этом рынке, — уверен президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Анатолий Кузнецов.

По его словам, стоимость полиса ОСГОП составит от 2,5 до 3 тыс. рублей в год — или примерно 56 копеек за одну поездку. Совсем, на первый взгляд, немного. Но представители бизнеса не столь оптимистичны.

Уже сейчас порядка 70 % таксистов в регионе работают без специального полиса ОСАГО для такси — ездят либо по обычному полису ОСАГО, либо вовсе без него, — говорит Андрей Белов. — Обычный ОСАГО на «Солярис» или «Шкоду», например, стоит 6 – 8 тысяч рублей, а вот для такси на такую же машину обойдется в 60 – 80 тысяч. Где водителю брать 85 тысяч рублей для того, чтобы застраховаться по ОСАГО для такси и ОСГОП? Сколько поездок для этого надо совершить, если, скажем, поездка в Луге или любом нашем областном городе даже из конца в конец стоит 100 – 120 рублей? Для жителей Ленобласти такая цена за полис для такси — нереальная, неподъемная сумма. И теперь плюсом к этому закон вводит еще и ОСГОП… Когда закон рассматривался, нам в Москве обещали, что будут пересмотрены тарифы, но, к сожалению, этого не произошло.

Разговоры про тарифы таксисты со страховщиками ведут давно. Аргументация у тех — как в споре про курицу и яйцо.

В среднем по стране водители такси в семь раз чаще попадают в ДТП, чем другие участники движения, — отмечает Анатолий Кузнецов. — Тарифы рассчитаны исходя из аварийности. Будет меньше аварийность, уменьшится и коэффициент. А вот если водитель окажется без полиса ОСГОП, ему придется возмещать ущерб пассажиру из своего кармана…

Кузнецов даже высказал идею, чтобы пассажиру, вызвавшему машину через цифровую платформу (а ее сейчас используют 92 % водителей такси), на телефон приходила информация не только о номере, цвете и марке автомобиля, но и номера полисов ОСАГО и ОСГОП.

И хотя сблизить позиции страховщиков и бизнеса принципиально пока не получается, компромиссное решение, кажется, найдено. Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) предложили ввести гибридное страхование для таксистов, которое позволяло бы водителю одновременно с обычным ОСАГО иметь кратковременную «автогражданку» на месяц или даже на день, то есть на время эксплуатации автомобиля в качестве такси.

Такое предложение недавно было озвучено на заседании «круглого стола» с участием представителей Центробанка, Минтранса РФ, таксопарков, агрегаторов и страховых организаций. «Гибридное страхование является последним мировым трендом и активно реализуется страховыми компаниями в сотрудничестве с платформами в США, Канаде, Малайзии, Индии и других странах, — рассказала директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова. — В Калифорнии, к примеру, гибридное страхование закреплено на уровне закона».

Проект закона об изменении сроков ОСАГО, позволяющий покупать страховку для такси на один или несколько дней, уже внесен в Госдуму.

В белом безопаснее

Во исполнение федерального закона «О такси» и в Петербурге, и в Ленинградской области уже приняты свои региональные законы. В них описана та же модель работы по трем реестрам (машин, перевозчиков и агрегаторов), те же требования к водителям (либо трудовой договор с перевозчиком, либо ИП/самозанятый), те же ограничения (не допускаются повторно наказанные в виде лишения прав, имеющие более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, а также граждане с непогашенной судимостью). Требования к автомобилям в Северной столице и ЛО также приняли одинаковые: такси должно быть белым с желтой светоотражающей полосой, экологический класс в этом году — не ниже Евро-3, в 2024‑м — Евро-4, а с 2026‑го — Евро-5.

Мы с Петербургом неразрывны, поэтому действуем синхронно — и по цвету, и по экологическому классу машин такси, — подчеркнула заместитель председателя комитета по транспорту Ленобласти Наталья Александрова.

Белый цвет авто считается самым безопасным, а белые машины — самые дешевые — этими соображениями и руководствовались региональные власти, принимая такое решение.

Проблема безопасности перевозок становится все острее в последние годы. В ГИБДД зафиксировали рост числа ДТП в России с участием машин такси в 2022 году на 8,5 % по сравнению с предыдущим (причем 28 % таких ДТП происходят с участием таксистов-­иностранцев). По словам старшего инспектора ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Олега Кошенкова, в прошлом году в РФ водители легковых такси стали участниками 2275 ДТП (+8,5 %), в которых погибли 78 человек (+6,9 %) и 2586 ранены (-7,2 %). С участием таксистов-иностранцев зарегистрировано 963 ДТП, в них погибли 23 человека и 1768 человек были ранены. При этом тяжесть последствий аварий с участием легкового такси, имеющего соответствующие разрешения, более чем в два раза ниже, чем у такси без разрешений. И, кстати, последние гораздо чаще являются виновниками происшествий.

Сотрудниками ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на постоянной основе проводятся мероприятия по выявлению и пресечению таких нарушений, — рассказал Олег Кошенков. — В апреле в ходе рейдов «Такси» было составлено 3307 материалов об административных правонарушениях, совершенных таксистами: 200 — на водителей, не имеющих национального водительского удостоверения, 9609 — на работающих без разрешений. На спецстоянку поставлено 7390 транспортных средств.

О том, как пойдет работа после 1 сентября, пока сказать трудно, признает подполковник полиции:

Закон принят, но в КоАП изменения все еще не внесены, и как это будет работать, пока непонятно. Посмотрим в октябре…

Кто готов сменить окрас

У представителя общественного совета по развитию такси Андрея Белова свое видение проблемы.

В ГИБДД констатируют, что растет количество ДТП с участием такси. Почему? Потому что общественный совет по развитию такси и другие организации вели плановую работу со всеми водителями, маленькими таксопарками, арендными компаниями, уговаривая их легализовать свой бизнес — открыть ИП, стать самозанятыми, получить разрешения. Количество выданных разрешений в последнее время растет. Но мы прогнозируем, что после 1 сентября люди будут сдавать разрешения и уходить в тень. Они не станут перекрашивать свои авто в белый цвет. Порядка 80 – 90 % такси — частные машины, и только 10 – 20 % принадлежат таксомоторным компаниям… Когда днем человек работает на заводе, а вечером выезжает потаксовать час-другой, он не будет ради этого перекрашивать машину, — уверен Белов.

Дело опять‑таки упирается в деньги: на покраску, оклейку и внесение соответствующих изменений в документы (СТС, ПТС, ОСАГО, договор лизинга и т. д.) их потребуется слишком много.

Если полностью посчитать затраты, водитель должен будет выложить порядка 100 – 150 тысяч рублей, — поясняет Андрей Белов. — К тому же машина как минимум на 10 – 14 дней встает к забору. Среднесуточная выручка такси в Петербурге — 10 тыс. рублей, в ЛО — 7 – 8 тысяч. Умножаем на две недели… То есть два месячных заработка по итогам водитель должен выложить за цвет. До пандемии машина в такси работала не больше трех лет, после чего ее нужно было продавать. После введения данного закона сделать это станет труднее. Таксистам проще будет работать «вчерную». К сожалению, этот закон уведет из белой зоны очень большое количество людей, которые сейчас работают легально.

Власти региона в единообразии внешнего вида авто большой проблемы для бизнеса не видят, ссылаясь на длительный переходный период. Ведь разрешения, выданные до 1 сентября 2023 года — по старым правилам, будут действовать пять лет. А значит, перекрашивать машину таксистам придется только к 2028 году.

Многие перевозчики уже сейчас оформляют разрешение на новый срок, чтобы с учетом пятилетнего переходного периода постепенно и в комфортном для них режиме подготовиться к работе по новым правилам, — отмечает председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев.

В полтора раза дороже

По мнению Андрея Белова, из‑за ужесточения требований этой осенью мы ощутим нехватку водителей такси. Закономерное следствие — повышение тарифов на услуги.

Мы прогнозируем, что после 1 сентября тарифы вырастут минимум в полтора раза, — заявил он. — Насколько большим станет отток, будет зависеть в том числе от политики агрегатора: станет ли он играть честно и действительно уберет из своих списков всех нелегалов либо будет их по‑прежнему пропускать.

Сейчас — пропускают.

Я регулярно, два-три раза в неделю, езжу на такси, — рассказывает Белов. — В месяц от силы одна-две машины приедут правильные — брендированные, с «колпаком» и разрешением. Все остальные полностью нелегальные. Когда я пишу об этом в службу поддержки агрегатора, мне отвечают: «Этот водитель к вам больше не приедет». А к другим? Пока агрегатор смотрит на это сквозь пальцы, ведь ему выгодно, чтобы на линии было максимальное количество машин, приносящих прибыль.

При этом Андрей Белов подчеркивает:

Наш общественный совет — за то, чтобы профессия водителя такси была уважаемой и чтобы в этой сфере работали профессионалы. Например, на протяжении многих лет мы проводим конкурсы профессионального мастерства водителей такси, формируем высокие профессиональные стандарты… Но данный закон не учитывает интересы индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Для агрегаторов созданы комфортные условия, а водитель остается один на один с необходимостью платить огромные суммы.

За шесть месяцев текущего года комитетом по транспорту было выдано 7621 разрешение на перевозки пассажиров и их багажа легковым такси. Это почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате к началу июля в Северной столице насчитывалось свыше 29,2 тыс. действующих разрешений на работу в такси (к середине 2022‑го их было 22,4 тыс).

Сколько насчитаем следующим летом?

Поставят ли на паузу?

Региональный закон № 417-80 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Санкт-Петербурге» был принят в конце июня. В соответствии с ним в городе должна быть разработана единая региональная информационная система легковых такси для учета всех данных. В том числе — о местоположении машины и водителя, о перевозчике и службе заказа, о прохождении водителем предрейсовых медосмотров и техосмотров автомобиля. Также должны быть сформированы три реестра с данными о службах заказа такси, перевозчиках и их автомобилях.

Говорить об актуальном состоянии государственных реестровых систем чиновники избегают, и это понятно — уверенности в том, что система сможет начать функционировать с сентября, нет ни у кого.

Эксперты в деле таксомоторных перевозок считают, что 580‑ФЗ ставит под угрозу само существование технологической инфраструктуры рынка и что запустить ее в полном объеме по новым правилам сейчас невозможно. Отмечают, что закон готовился в несколько других условиях — в сегодняшних реалиях некоторые его положения оказались сложны для реализации и слишком затратны. С момента принятия документа прошло более полугода, однако понимания того, как организовать его исполнение, больше не стало.

12 июля в Госдуме РФ прошло уже второе межфракционное заседание по вопросам реализации нового закона «О такси». На первом обсуждалась возможность переноса вступления в силу некоторых его норм. На втором говорили уже напрямую о целесообразности норм, предлагаемых к переносу. Представители общественного совета по развитию такси принимали участие в обоих.

На этом совещании специалисты, участники рынка и законодатели говорили о самых проблемных положениях закона. Например, об обязательной аттестации водителей на знание города и его достопримечательностей. Для Петербурга это может иметь какой‑то смысл (хотя и требует серьезных организационных усилий и финансовых вложений), а для Ленинградской области? Должен ли человек, работающий в Тихвине и Бокситогорске, знать улицы и достопримечательности, скажем, Луги или Выборга? Пока в Ленобласти на тему аккредитации таксистов даже и не думают…

По-прежнему не просматривается реального механизма ежедневных предрейсовых осмотров. Участники рынка подчеркивают: нельзя выполнять закон при отсутствии соответствующей инфраструктуры, а в регионах круглосуточных пунк­тов мед- и техосмотров просто нет. Такая ситуация сделает невозможной легальную работу огромного числа самозанятых и откроет путь к масштабным коррупционным схемам по всей стране, уверены они. Техническая неготовность регионов к работе в новых условиях для экспертов очевидна.

Прислушавшись к их мнению, депутаты Госдумы подготовили законопроект об отсрочке части требований 580‑ФЗ.

В общественном совете по развитию такси поддерживают думскую инициативу о переносе сроков вступления в силу ряда требований закона о такси, — сообщила председатель этого совета Ирина Зарипова. — Мы провели серьезную работу для того, чтобы проблемы и просьбы представителей таксомоторной отрасли были услышаны на высшем уровне. На сегодняшний день существует много нерешенных вопросов со страхованием, мед­осмотрами, справками о судимости… Все это могло бы отрицательно сказаться на отрасли в целом и на каждом перевозчике и пассажире в частности. Поэтому создание переходного периода на часть норм закона о такси — это оправданное и своевременное решение.

Законопроект предлагает новые сроки вступления в силу некоторых требований на год или два.

За это время мы предлагаем проработать вопрос страхования: краткосрочные полисы, смешанное страхование, решить вопрос с ограничением мест установки терминалов удаленного медицинского осмотра (к примеру, разрешить их устанавливать на автозаправках без дополнительного лицензирования), сократить избыточное число проверок узлов автомобиля при ежедневном техосмотре — убрать устаревшие требования, которые не актуальны для эксплуатационных характеристик современных автомобилей, — пояснила эксперт.

Представители отрасли считают, что переходный период жизненно необходим для ее нормального функционирования и что он позволит избежать шокового сценария для рынка такси.


#такси #закон #изменения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7463) от 24.07.2023 под заголовком «Остановка по требованию».


Комментарии