Особенности канадского бунта. Почему дальнобойщики заблокировали Оттаву?

Центр Оттавы уже несколько дней как стал очагом масштабного антиправительственного митинга. Захватившие еще в субботу Парламентский холм манифестанты и не думают расходиться — правда, в отличие от участников евромайдана в Киеве канадские бунтовщики ночуют не в палатках, а в кабинах своих автомобилей, ведь основную массу протестующих составляют дальнобойщики. Тысячи граждан Канады вышли на улицы Оттавы с требованием отменить обязательную вакцинацию для дальнобойщиков, пересекающих границу с США. Водители говорят, что будут находиться в столице до тех пор, пока власти не пойдут на уступки.

Особенности канадского бунта. Почему дальнобойщики заблокировали Оттаву? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Водители грузовиков двинулись к столице Канады 23 января под лозунгом «Колонна свободы». Они требовали отменить вступивший в силу 15 января пакет антиковидных ограничительных мер. Согласно новому распорядку, который утвердило правительство Канады, вернувшиеся из США невакцинированные дальнобойщики должны сдавать ПЦР-тесты и выдерживать 14‑дневный карантин. 26 января в комментарии Toronto Sun представитель движения Бенджамин Дихтер заявил, что протяженность «Колонны свободы» составляет 70 км. По мере приближения к побережью Атлантики к ней примыкали коллеги из других провинций и сторонники на личных автомобилях. Для помощи участникам автопробега был открыт специальный фонд, в котором уже 8 млн долларов. Перед вступлением в Оттаву конвой растянулся на сотни километров.

В соцcетях звучали призывы устроить «канадскую версию штурма Капитолия». Начальник полиции Оттавы Питер Слоли предупредил об «одиноких волках», которые могут использовать протесты для «создания хаоса». По предварительным оценкам, которые приводит издание, в акции принимают участие порядка 50 тыс. машин, в том числе прибывших из США.

Держать город в осаде водителям помогают сами жители. Несмотря на угрозу огромных штрафов, они выходят на улицы к протестующим, приносят им еду и топливо. Некоторые даже оплатили десятки гостиничных номеров, где водители могут по очереди отдыхать. Рядом со стоянкой развернули ярмарку — футболки, бейсболки и другая мелочь. Все деньги пойдут в фонд поддержки. За всем этим со стороны наблюдают полиция и премьер страны. Правда, Джастин Трюдо свою резиденцию покинул, официально — из‑за коронавируса, но в прессе писали, что его вместе с семьей вывезли в целях безопасности подальше. Он уже сделал видеозаявление — публично осудил демонстрантов. «Ненависть не может быть ответом. Канадцы шокированы и откровенно возмущены поведением некоторых протестующих в столице нашей страны. Я хочу четко заявить, что вам нас не испугать. Мы не уступим тем, кто вывешивает расистские флаги или занимается вандализмом», — сказал канадский премьер.

Речь о танце у Национального военного мемориала. Произошло это в разгар митинга антипрививочников. Правда, Трюдо тут же припомнили, как он сам активно участвовал в уличных демонстрациях движения БЛМ. «Конвой свободы» сейчас поддерживают и в других странах. Массовый заезд грузовиков состоялся в Германии и Нидерландах.

Свобода, о которой столько говорят дальнобойщики, в первую очередь подразумевает отмену карантина. Сейчас это правило действует во многих странах, но для водителей большегрузов это простой, а значит, и финансовые потери.

Некоторые демонстранты блокируют еще и федеральную трассу — этот участок дороги ведет прямиком в Штаты. Есть информация, что часть протестующих пошли штурмовать ковид-лагеря неподалеку от Оттавы. Об этом говорят кадры в соцсетях. А каждый вечер в лагерь дальнобойщиков стягиваются тысячи противников ковидных ограничений со всей страны и устраивают у стен парламента практически вечеринки. Однако полиция города уже стянула в центр дополнительные силы на случай беспорядков. Еще в самом начале демонстранты заметили снайперов. Пока все проходит мирно, но офицеры уже предупредили: в случае погромов они готовы дать жесткий ответ.

Говоря об акции, аналитики обращают внимание, что на многочисленных кадрах, которые распространены в СМИ и соцсетях, канадских дальнобойщиков активно приветствуют местные жители. Замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман не исключает, что протест водителей массово поддержат канадские граждане и американские дальнобойщики. «На улицы Оттавы и других городов могут выйти люди, недовольные политикой правительства Джастина Трюдо. Также сложившейся ситуации не рады и дальнобойщики из северных штатов США. Американский бизнес тоже сильно страдает, и с высокой долей вероятности водители из Соединенных Штатов поддержат своих канадских коллег», — считает Фельдман.

26 января на специальном совещании столичного совета по вопросам полицейской службы начальник полиции Оттавы Питер Слоли констатировал, что «Колонна свободы» превратилась в массовое протестное движение, с которым нельзя не считаться. «То, что началось как единичная акция или демонстрация посредством того, что стали называть «Колонной свободы», с участием транспортных средств со всей Канады, существенно изменилось в последние дни, а особенно в последние 24 часа», — сказал Слоли.

«Дальнобойщики также известны тем, что не брезгуют силовыми методами борьбы. К тому же многие из них утомлены бесконечными коронавирусными ограничениями, часть уже лишились источника доходов. Сложно предсказать развитие обстановки, но по меньшей мере столкновения с представителями правоохранительных органов — это вполне реалистичный сценарий», — рассуждает Павел Фельдман. Как он полагает, дополнительным раздражающим фактором в ситуации с «Колонной свободы» стала позиция премьер-министра, который в резкой форме отказался идти на уступки протестующим.

На то, что Трюдо напрасно пошел на обострение с дальнобойщиками, указывает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «На мой взгляд, канадский премьер надеется, что все обойдется, хотя в том, что происходит, есть и его вина. У него хорошие отношения с Джо Байденом, и он решил синхронизировать антиковидную политику с Соединенными Штатами, где сейчас вводятся очень жесткие ограничительные меры», — говорит эксперт. По мнению Абзалова, Трюдо отказывается признавать неразумность нового пакета ограничительных мер, опасаясь, что этим воспользуются консерваторы. «Игнорировать растущее протестное движение невозможно. Но в этой ситуации Трюдо, видимо, рассчитывает пересидеть, не идти на уступки, дождаться того, что оно пойдет на спад. Канадский премьер опасается показывать слабость перед своими сторонниками и тем более перед противниками из консервативного лагеря», — резюмирует эксперт.

Вспыхнувшие в Канаде протесты подобны «социальным взрывам», с которыми уже столкнулись Западная Европа и США, считает профессор политологии Университета штата Теннесси Андрей Коробков. «Специфика Канады состоит в том, что движение затронуло прежде всего водителей грузовиков, в их числе очень многие — из Америки», — полагает эксперт. «Интересно, что порядка 90 % канадских дальнобойщиков уже привиты от COVID-19, но многие из них все равно поддерживают протесты, рассматривая их как выступления против укрепления власти и авторитарных тенденций в стране. Левацкое правительство Трюдо проводит весьма радикальные реформы в ряде областей. Протест направлен не только против ковидных мер, но и против ряда других решений, которые усиливают власть правительства. Например, навязывание политкорректности во всех областях жизни», — заключает эксперт.


#Канада #митинг #ограничения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7103) от 04.02.2022 под заголовком «Особенности канадского бунта».


Комментарии