Оргнабор ждет гарантий. Эксперты из стран СНГ и ЕАЭС обсудили трудовую миграцию в Россию

Миграционную ситуацию в России и Петербурге специалисты называют стабильной — и это несмотря на изменения на рынке труда последних лет, динамичность миграционного законодательства и ряд других обстоятельств. Не только рядовыми гражданами, но и властью миграция воспринимается в том числе как один из важных факторов, влияющих на общественную безопасность, — достаточно отметить, что задачи совершенствования миграционной политики находятся в ведении Совбеза РФ… Проблемы и вызовы в сфере регулирования миграционных процессов обсудили участники международного «круглого стола», который прошел не так давно в Петербургском Доме национальностей.

Оргнабор ждет гарантий. Эксперты из стран СНГ и ЕАЭС обсудили трудовую миграцию в Россию | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Законы привлекательности

Российская Федерация — основной пункт назначения для трудовой миграции на пространстве СНГ и ЕАЭС. И в пандемийные годы, и после наша страна сохраняет миграционную привлекательность. Несмотря на серьезные геополитические изменения, она по‑прежнему занимает 3 – 4-е место в мире по количеству иммигрантов (ее ближайшие соседи в этом рейтинге — Германия и Саудовская Аравия).

Большинство мигрантов (а за 2022 год в России были поставлены на миграционный учет порядка 12 млн иностранцев) сегодня въезжают в нашу страну с целью работы. По мнению экспертов, в России постоянно находятся около 10 млн иностранных граждан. За прошлый год было оформлено около 2 млн патентов, причем 92 % получивших их — представители Узбекистана и Таджикистана.

Еще один показатель стабильности в сфере миграции — ежегодное уменьшение числа вынесенных запретов на въезд: в прошлом году оно снизилось со 176 тысяч до 141 тыс.

Каковы факторы миграционной привлекательности? У нас единое миграционное пространство со странами СНГ и общий, по сути, рынок труда — это плюс. А вот демографические проблемы и естественная убыль населения на Дальнем Востоке, в Сибири, в регионах Центральной России, Северо-Запада и Поволжья (по данным переписи 2020 года, только в 28 регионах РФ отмечен рост населения) — это, безусловно, минус для страны, и миграция может способствовать исправлению ситуации.

Политика нашего государства в демографической сфере направлена на увеличение численности населения как за счет естественных показателей, так и миграции, — поясняет Андрей Якимов, эксперт и координатор проектов благотворительного фонда помощи мигрантам «ПСП-фонд» (организовавшего этот «круглый стол»). — Миграционный прирост необходим на уровне 300 – 700 тыс. натурализирующихся в стране мигрантов ежегодно.

При этом надо решительно и быстро справляться с самыми острыми вызовами в миграционной сфере — неформальным трудоустройством и заемным трудом, незаконным и недобросовестным посредничеством, низкой правовой и цифровой грамотностью мигрантов, их боязнью взаимодействовать с государственными органами и возможным ростом экстремистских проявлений в отношении мигрантов и в их среде тоже.

Бонусы для мигранта

Один из «камней преткновения» в регулировании трудовой иммиграции на протяжении многих лет — то, что проводимый в странах СНГ оргнабор пока не смог выйти на расчетную мощность. По задумке его создателей, этот инструмент должен был решить если не все, то уж точно — львиную долю проб­лем как принимающей страны, так и самих мигрантов. На деле доля организованно въезжающих в Россию иностранных работников не превышает пока 1 % от общего числа трудовых мигрантов.

Присутствующие на «круглом столе» (а за ним помимо петербуржцев собрались полтора десятка представителей основных стран — доноров трудовых ресурсов — Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Армении и Белоруссии) рассказали о своем видении ситуации.

Азизбек Саъдуллаев, главный специалист представительства агентства по внешней трудовой миграции министерства занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан в Петербурге, в самом начале своей речи отметил несомненные успехи в совершенствовании организованной трудовой миграции.

Это самая густонаселенная страна Центральной Азии — здесь живут 35 млн человек — более половины всего населения региона. Причем годовой прирост числа граждан в республике — почти 2 %. А это значит, что на рынок труда ежегодно выходят около 600 – 700 тысяч новых работников. Поскольку государство не может организовать столько новых рабочих мест, оно само занялось трудоустройством своих граждан в других странах, стараясь при этом создать систему упорядоченной, легальной и без­опасной трудовой миграции.

Работа идет по трем направлениям: это организованное трудо­устройство наших граждан за рубежом, защита их прав и интересов, а также трудоустройство вернувшихся домой, — рассказал Азизбек Саъдуллаев. — Только в прошлом году на родину с заработков вернулись более 600 тыс. узбекистанцев, около 500 тыс. удалось трудоустроить в Узбекистане.

Во всех субъектах Узбекистана созданы подготовительные центры, в которых выезжающих за рубеж обучают по 30 рабочим специальностям, пяти иностранным языкам на выбор, а также способам защиты своих прав. Центры открыты для всех желающих. Услуги бесплатны. Для успешно сдавших экзамен по языку предусмотрены бонусы: государство оплачивает визовый сбор, а также некоторые транспортные расходы будущего мигранта.

По словам Азизбека Саъдуллаева, агентство по внешней трудовой миграции Узбекистана в 2019 году открыло в Москве представительство и с тех пор напрямую сотрудничает с государственными органами РФ, занимающимися вопросами миграции, а также проводит переговоры с потенциальными работодателями.

Все ради расширения масштабов оргнабора и повышения эффективности привлечения трудовых ресурсов из Узбекистана, — говорит он.

Навстречу пилотному проекту

Зам. начальника управления миграции министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан Парвиз Куканов охарактеризовал существующий механизм регулирования миграции как «недостаточно гибкий и эффективный».

По его словам, Таджикистан является государством, не только отправляющим трудовые ресурсы за рубеж, но и принимающим мигрантов из других стран (за 2022 год — свыше 5 тысяч иностранных граждан получили разрешение на работу в Таджикистане). Но больше рабочую силу, конечно, экспортируют, причем традиционно свыше 90 % трудовых мигрантов едут из Таджикистана в Россию. До данным ГУ по вопросам миграции МВД РФ, в 2021 г. свыше 700 тыс. трудовых мигрантов из Таджикистана законно работали на территории России. В 2022 году из Таджикистана к нам также приехали свыше 700 тыс. трудовых мигрантов, вернулись домой около 550 тысяч.

В стране действуют четыре центра довыездной профессиональной подготовки с изучением русского языка. Также открываются представительства российских миграционных служб в Таджикистане — там можно будет проходить мед­осмотр, дактилоскопию и сдавать экзамены на знание русского языка, истории и законодательства РФ.

Это может стать механизмом реализации пилотного проекта по привлечению таджикистанцев для работы на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях и в строительной отрасли России, — считает Куканов. — У нас налажен обмен информацией. Теперь мы получаем больше запросов от российских работодателей о необходимости направления мигрантов в различные сферы экономики. Но при этом главная проб­лема — управление миграцией с максимальным положительным эффектом и сведенными к минимуму потенциальными рисками — пока не решена.

Парвиз Куканов перечисляет конкретные вопросы, решить которые необходимо в первую очередь:

Не работает механизм наказания работодателя за невыплату или задержку заработной платы иностранным работникам, а между тем такая задержка усложняет соблюдение мигрантом правовых процедур, что сказывается на его социальном и правовом положении. Проблемой остается урегулирование статуса неработающих членов семьи мигранта на основании его годового патента. Иногда мигрантам отказывают в выдаче патента уже после его оплаты из‑за каких‑то нарушений правил пребывания в предыдущие периоды, о которых мигрант даже не осведомлен. А ведь общая «стоимость» оформления этого разрешительного документа достигает 15 тысяч рублей, и эти средства невозвратные. Стоило бы проводить дактилоскопию первой, до оплаты всех других процедур, чтобы в случае запрета въезда мигрант мог купить обратный билет на родину без излишних для себя трат…

Единый банк труда

Майрамбек Бейшенов — руководитель экспертной рабочей группы по подготовке законопроектов в сфере защиты прав и интересов трудовых мигрантов за рубежом и проведению работы с диаспорами при спикере жогорку кенеша (парламента) Киргизской Республики. По его словам, каждая третья киргизская семья имеет в своем составе трудового мигранта, а значит, эти проблемы понятны и крайне актуальны для населения Киргизии.

Главной страной назначения для киргизских трудовых мигрантов является Россия. Далее с огромным отрывом идут Казахстан, Турция и Республика Корея. За 2022 год в РФ были поставлены на миграционный учет 1,2 млн киргизстанцев. В Казахстане пребывали 45 тысяч, в Турции 26 тыс., в Корее — более 8 тыс. граждан Киргизии. По данным ее нацбанка, денежные переводы в страну от мигрантов за 2022 г. составили свыше 2,737 млрд долларов.

Центры трудоустройства граждан за рубежом действуют в Бишкеке и Оше. В Москве открыты представительства министерства труда, социального обеспечения и миграции, а также киргизских МИД и МВД. В интересах мигрантов работают многие общественные организации и госорганы как в КР, так и за рубежом. При спикере жогорку кенеша был создан общественный совет, который активно работает с мигрантами и диаспорами, назначены два десятка общественных представителей этого совета в России…

По мнению Бейшенова, необходимо создание государственной системы безопасной миграции, единого банка рынка труда СНГ и ЕАЭС и развитие механизма организованного трудоустройства.

Страной подписаны соглашения по оргнабору с несколькими субъектами РФ, хотя проблемы пока еще остаются:

У нас в Киргизии были попытки проведения оргнаборов, в том числе и для Петербурга, — рассказывает Бейшенов. — Государственный центр трудоустройства граждан за рубежом отправляет трудовых мигрантов в другие страны в соответствии с соглашениями, но очень мало. В основном этим занимаются частные агентства занятости, которые, несмотря на наличие лицензии, никакой ответственности за отправку и доставку мигранта не несут. Да и возвращение его никто не гарантирует… Мы нередко сталкиваемся с несоответствием заявленных условий реальности. Частная компания, получив заказ от работодателя, начинает рекламировать соискателю какие‑то суперусловия и заработки, в реальности же, когда человек приезжает на место, этого не оказывается. Мигрант уходит с этой работы, ищет другую, обращается в посольство…

Киргизстанцам проще — они могут свободно перейти к другому работодателю, переехать в другой регион и устроиться по другой специальности, потому что КР — член ЕАЭС. А вот граждан Таджикистана и Узбекистана ограничивают условия патента.

Что под силу частнику?

Так почему же оргнабор, которому уделяется столько внимания, так и не выходит на «проектную мощность»?

Проблема оргнабора — в гарантиях и ответственности, — считает директор таджикской неправительственной организации «Центр по правам человека» Нурмахмат Халилов. — Сейчас оргнабор возложен на частные компании, а те иногда нарушают права мигрантов; так же и мигранты не несут никакой ответственности за выполнение договоренностей после того, как им бесплатно оказаны определенные услуги. К тому же ни одна частная компания не потянет работу в национальных масштабах (напомню: в трудовой миграции сейчас находится примерно миллион граждан Таджикистана) — ей под силу организовать только мелкие группы, — продолжает он. — Договорным правоотношениям нужны государственные гарантии. Набор и подготовка должны вестись на уровне государства. Частные компании в этой цепочке могут лишь какие‑то услуги оказывать…

О том, какие это могут быть гарантии государств (и отправляющего своих граждан на заработки, и привлекающего иностранные трудовые ресурсы на пользу своей экономики), участники «круглого стола» так и не придумали. Набросали точечно локальных идей — где, что и как, по их мнению, в российских миграционных правилах нужно подправить, изменить, отрегулировать, чтобы трудовая миграция стала по‑настоящему безопасной и полезной для всех сторон. Рисовали желаемые контуры будущего, понимая, что это вопросы не регионального и даже не федерального, а, скорее, международного уровня…

Судя по всему, многие так ожидаемые странами — донорами трудовых ресурсов изменения в российском миграционном законодательстве скоро реализуются, они уже буквально «на выходе». Об обсуждаемых сейчас новациях в миграционном законе участникам встречи рассказала гостья из столицы — руководитель отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей профессор Виктория Леденева. Ее объемное и содержательное выступ­ление собравшиеся в Петербургском Доме национальностей выслушали с необычайным вниманием и даже сопроводили его дружными аплодисментами. А мы расскажем об этих новациях (подчеркнем: пока только планируемых) более подробно в следующем выпуске «Площади наций».


#миграция #Россия #трудовые мигранты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 86 (7415) от 16.05.2023 под заголовком «Оргнабор ждет гарантий ».


Комментарии