Около 80% россиян нуждаются в профессиональной реабилитации после ковида

В России уже более 10,3 миллиона человек перенесли новую коронавирусную инфекцию. Число умерших от нее перевалило за 300 тысяч (по данным на 23 декабря, в РФ погиб уже 301 271 человек). Все последние недели ежесуточно фиксировалось по 1 — 1,2 тысячи смертей от ковида. Это как несколько авиакатастроф или ежедневное исчезновение с лица земли довольно крупного населенного пункта. И это только те, кто не смог победить инфекцию в острую фазу заболевания, а ведь есть еще «косвенные» или «отложенные» жертвы.…

Около 80% россиян нуждаются в профессиональной реабилитации после ковида | ФОТО пресс-службы Смольного

ФОТО пресс-службы Смольного

Как лечить и как увещевать

Коронавирус способен вызывать изменение психического состояния и тяжелые расстройства, так как выздоровление сопровождается серьезной токсической нагрузкой на нервную систему и головной мозг. В профессиональной реабилитации нуждаются около 80% переболевших. Эта информация в числе прочей прозвучала в ходе IV научно-практической онлайн-конференции с международным участием  «Актуальные вопросы реабилитации переболевших COVID-19», в которой участвовали более 1,5 тысячи врачей из 873 лечебных учреждений 78 российских регионов, 204 городов России, а также из 15 стран ближнего зарубежья и зарубежья дальнего. Организаторами конференции выступили Общество православных врачей Санкт-Петербурга им. св. Луки (Войно-Ясенецкого), Благотворительный фонд помощи больным с хирургическими и иными тяжелыми заболеваниями имени Святителя Луки Крымского при участии Общества православных врачей России.

Вопросы медицинской реабилитации медики обсуждали совместно со священнослужителями, организовавшими в рамках конференции «круглый стол» «Психиатрическое, психологическое, психотерапевтическое и духовное сопровождение граждан и прихожан храмов в постреабилитационный период». Небольшая часть спикеров находились в зале штаб-квартиры Общества православных врачей Петербурга. Священнослужители из других регионов — с Сахалина и Камчатки, из Мурманска и Архангельска, Москвы и Боровичей, а также из США, Монако и Австрии — присутствовали виртуально по конференц-связи. Православные врачи обсуждали необходимость взаимодействия священнослужителей, психиатров и психологов в деле реабилитации переболевших

А еще – особенности пастырского увещевания и исповеди прихожан с постковидными когнитивными расстройствами, особенности их поста и проведения таинств. Мы решили ознакомить читателей с наиболее интересными и важными мнениями специалистов и клириков, высказанными на этой встрече.

Одной воли мало

Александр ЧУЧАЛИН, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. ­Н. И.­ Пирогова, вице-президент Национальной медицинской палаты (Москва):

— По данным международного исследования, проводившегося нашими европейскими и американскими коллегами, повторно поступают в стационары порядка 29% выздоровевших от COVID-19. То есть едва не у каждого третьего перенесшего эту инфекцию возникает постковидный синдром. И если в остром периоде смертность 2 — 3%, то в постковидный период она куда выше — 12%.

Постковидный синдром — это состояние, когда у человека продолжаются симптомы вирусного заболевания или они проявляются в виде определенных признаков через 4 — 6 недель. Впрочем, есть больные, у которых такой синдром проявляется 3 — 6 месяцев спустя, и есть те, кто дважды-трижды переносит болезнь. Мы говорим о необходимости вычленить больных с постковидным синдромом и людей с хроническими формами этого заболевания.

Коронавирус, спускаясь в нижний отдел дыхательных путей, ведет себя как биологический убийца эндотелиальных клеток. То, как он уничтожает их, можно сравнить лишь с таким биологическим убийцей, как сибирская язва. Это может закончиться тромбами, ишемией и некрозом легочной ткани. Но коронавирус нарушает функции и других органов. Органы-мишени могут быть разные, но в основе лежит ишемия.

Причем появление постковидного синдрома не зависит от формы перенесенного заболевания — была ли она тяжелой, среднетяжелой или легкой. Через семь месяцев после начала заболевания усталость сохраняется у 78% переболевших, недомогание после физических нагрузок ─ у 71, когнитивная дисфункция ─ у 57, неспособность работать ─ у 68%. Просто усилием воли, «на автопилоте» люди из состояния постковидного синдрома хронической усталости выйти не могут. Нужна профессиональная реабилитация.

Ирина БАХТИНА, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью ФМБА России, к. м. н. (Петербург):

— В ходе исследования, проведенного нашими специалистами в июне – сентябре 2021 года, были опрошены и обследованы более 500 переболевших ковидом. У 85,6% были жалобы на расстройство психики, у 87,2 выявлены патологии нервной системы, у 68,5% – сердечно-сосудистой системы. Люди отмечали у себя потерю кратковременной и долговременной памяти и концентрации внимания, нарушения сна, депрессию, слезливость, снижение работоспособности и мотивации к труду, сложности в пре­одолении стрессов, поддержания разговора и режима дня, изменение отношений с людьми.

Владислав ШАМРЕЙ, главный психиатр Министерства обороны РФ, зав. кафедрой и клиникой психиатрии ВМА им. С. М. Кирова, д. м. н., профессор:

— Три четверти сегодняшних расстройств — стресс-ассоци­ированные. Нужно отметить роль информационного сопровождения пандемии, огромное деструктивное внешнее воздействие на людей. Психотравматизация через Интернет и СМИ приводит к фобиям, подавленности, гневу, агрессии, нарушениям сна, психосоматике, снижению работоспособности. А уж когда представители шоу-бизнеса оказываются «великими специалистами по коронавирусу»... Я вообще считаю это элементом информационной войны.

Но спектр постковидных расстройств, конечно, шире. Вирус способен проникать в мозг через сосудистую стенку и является нейротропным – это уже установленный факт.

Панические атаки и тревоги – это вершина айсберга. Основой будущих проблем станут когнитивные нарушения после COVID-19, которые усугубляются. Пока на этот счет почти нет специальных исследований, статистики, так что они малозаметны. Но они выйдут на первый план со временем.

Татьяна РЕШЕТОВА, врач-психотерапевт, д. м. н., профессор ­СЗГМУ им. И. И. Мечникова:

— Пациенты с постковидным синдромом у меня сейчас — самые частые, но их спектр меняется с течением пандемии. В 2020 году это были больные с тревогой, паникой, острыми психосоматическимим инфарктами и инсультами. Сейчас пошли постковидные астении и депрессии, в том числе депрессии утраты (тут, к слову, Церковь может очень большую помощь оказать). Утраты очень у многих, а утрата — это всегда депрессия.

Верующий человек в нынешней обстановке психологически защищен гораздо лучше, чем неверующий. Но вот беда — менее половины пациентов с тревогой и депрессией признаются своему доктору в этом. А может, и священнику не признаются. Мы же терпеливы…

Стрессовые расстройства имеются у многих перенесших ковид — подобное наблюдалось у солдат после Чеченской войны.

Многие сейчас испытывают катастрофические психотравмы. Сначала тревога, высокий адреналин, затем астения, следующая «станция» – депрессия истощения. 40% переболевших ковидом тянут за собой «шлейф» депрессий. Со сниженным настроением, негативной оценкой себя и будущего.

Очень многие гневаются в депрессии — и это не распущенность, а снижение уровня определенных веществ в головном мозге. В постковидном состоянии депрессия базируется на совершенно материальных нарушениях в сосудах и клетках мозга. Это не грех уныния, а реальная болезнь. Она поддерживается длинным системным воспалением. И молитвой, добрым словом ее не вылечить, хотя это тоже очень важно... Депрессия рушит болевой порог, и у человека начинает вдруг болеть то, что раньше не болело.

Психическое благополучие — это конкретный позитивный образ будущего, когда у человека есть представление, каким он будет через год. Надо пытаться строить этот образ. И ответы очень часто находятся в религии.

Церкви опять полны людьми. Потому что в ковиде, как на передовой, атеистов нет.

Легенды и мифы новой реальности

Александр ГОРЕЛОВ, зам. директор а ЦНИИ эпидемиологии Рос­потребнадзора, д. м. н., профессор:

— Мы не сформировали коллективный иммунитет: в России вакцинированы чуть более 50% взрослого населения. А ведь вирус изменяется только в не иммунном организме, он создает новые линии и штаммы в среде непривитых.

У нас противники прививок объясняют свое недоверие к ним тем, что вакцина была создана-де слишком быстро, что не было проведено достаточно исследований. А я хочу напомнить, что в мае 2020 года гранты были выделены на 41 вакцинную платформу. До регистрации, как мы знаем, дошли пока только три. То есть отбор был очень жесткий и тщательный.

Некоторые говорят: страны, где привиты 70 — 80% населения, тоже болеют… Да, болеют. Но летальность несопоставима. У нас при суточной заболеваемости 30 тысяч летальность – 1 – 1,2 тысячи человек в день, а в Германии, где фиксируют по 60 — 70 тысяч новых больных в день, умирают всего 100 — 200 человек.

Нет ни одной возрастной категории, где бы коронавирус не влиял на летальность и не давал осложнений.

Александр ЛАПИН, протоиерей, врач, доцент по лабораторной медицине, заведующий диагностической лабораторией в Военном госпитале Вены (Австрия):

— У нас наблюдается тот же кризис доверия, такие же страхи и мифы, что и в России. Общество оглушено лавиной информации, зачастую противоречивой. Наша задача — охранить жизнь наших прихожан. Нужно ставить вопрос ответственности верующих и Церкви за своих соотечественников.

В рядах православных христиан много тех, кто не хочет вакцинироваться. В рядах священнослужителей в нашей стране таких большинство. Страх перед вакцинацией стал чуть ли не признаком единства Церкви…

Андрей ЛОРГУС, протоиерей, ректор Института христианской психологии (Москва):

— У своих пациентов я чаще всего наблюдаю фобии, панические атаки, депрессии. Но сюда я бы добавил еще и обострение мифологического сознания, пренебрежение рациональным и причинно-следственным мышлением. Представление о вирусе как оружии, направленном кем-то на неведомые цели. Страх насилия — магического, военного, политического – испытывают больше половины моих пациентов.

Каковы специфические страхи пандемии? С одной стороны – заболеть (умереть), с другой – боязнь магического насилия в результате вакцинации. Как ни странно, второй страх у нас сильнее первого. В связи с этим и возникают специфические тревожные расстройства.

Никто не доверяет никому. Слишком много противоречивых высказываний среди ученых, политиков, биологов, чиновников. Люди растеряны.

Второй фактор — отсутствие будущего. Тревожные расстройства еще и от неопределенности, от непонимания, когда это все закончится.

Третий страх — потери свободы. А если вакцинирование еще становится обязательным, агрессия нарастает радикально, и это происходит сейчас во всех странах. Люди отказываются не только прививаться, но даже разговаривать об этом.

Есть две важные ценности, которые могли бы проповедовать и врачи, и священники, – это жизнь и здоровье. Причем проповедь здоровья и жизни нужно вести на рациональном, а не мифологическом языке.

Соработничество клириков и медиков

Сергей ФИЛИМОНОВ, протоиерей, д. м. н., профессор ПСПбГМУ­ им. И. П. Павлова, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. св. Луки (Войно-Ясенецкого), настоятель храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры:

— По данным на июнь 2021 года, в России переболели ковидом около 5 тысяч клириков РПЦ, около 600 умерли. Не ошибусь, если скажу, что 60 — 70% прихожан храмов также перенесли эту инфекцию.

Конечно, приходы не ведут такую статистику. Здесь человек или сам говорит о том, что переболел и испытывает проблемы, или священник замечает ряд расстройств у своего духовного чада. Прихожане жалуются на самочувствие, плохой сон, просят повторить что-то из только что сказанного, теряют мысль… О грехах надо вспомнить, а человек во время исповеди забывает, о чем хотел сказать минуту назад...

Приходится пересматривать свое отношение к пасомым в связи с провалами в их памяти, вносить коррекцию в содержание бесед с ними. Священнослужитель в таких случаях подсказывает: пишите «шпаргалочку» для индивидуальной исповеди. Послушайте общую исповедь, чтобы было легче сориентироваться. То есть исповедь приходится принимать повторно, чередуя общие с частными беседами.

Многие люди, особенно молодые, после коронавируса вынуждены принимать нейролептики. Все это накладывает определенные рамки на пост. Людям, страдающим поражением центральной нервной системы, требуется послабление поста, а перенесшим среднетяжелую и тяжелую формы коронавируса мы вообще отменяем посты на полгода и более. Для них опасны дефицит белка, кальция и т. д.

К перенесшим COVID-19 прихожанам нужно относиться с пониманием, даже несмотря на случающуюся их неадекватность. Это требует большего пастырского терпения, чуткости и мудрости.

Иногда люди приходят к священнику и спрашивают, делать им прививку или нет при таких-то заболеваниях и таких-то антителах, и вообще, что им делать дальше, как жить… Пастырь не должен заниматься тем, в чем некомпетентен, а должен посоветовать человеку обратиться за профессиональной помощью и консультацией – к терапевту, психологу или психиатру. Так же и психиатр, оказав помощь пациенту в рамках своей компетенции, может посоветовать пойти к священнику, если понимает, что тот способен помочь.

о. АЛЕКСАНДР (ЛАПИН):

— Вообще сейчас трудно что-то порекомендовать переболевшему прихожанину в общецерковном плане. Все наши классические средства (например, отправиться в паломническую поездку) нынче не годятся. Многое ушло из нашей жизни из-за ковида…

Владислав ШАМРЕЙ:

— Соработничество священников и врачей крайне актуально. У каждого своя зона ответственности. Для верующих авторитет пастыря может быть более высоким, чем авторитет врача. А значит, то, насколько прихожанин будет сориентирован на принятие адекватных мер относительно вакцинации и ревакцинации, нередко зависит и от священника.

Когда растет число прихожан с психическими нарушениями, священнику нужны какие-то первичные знания по пастырской психиатрии.

о. СЕРГИЙ (ФИЛИМОНОВ):

— Я согласен с мнением о том, что верующий человек психологически более защищен, чем неверующий. Психозов и истерий среди верующих действительно гораздо меньше, чем среди атеистов. Это связано с тем, что знания верующего простираются не только на эту жизнь, но и на то, что находится за ее гранью. Смерть — только запятая в линии его бытия. Он знает, что после смерти он не уйдет в небытие, знает, что существует вечная жизнь и человек после смерти имеет утешение.

Антиваксеры есть и среди мед­работников, и среди клириков. На протяжении всей истории Церкви (по крайней мере за последние 300 — 400 лет) во время эпидемий в России были противники медицины и противоэпидемических мер как среди населения, так и среди священнослужителей. Мне кажется, сейчас противников и сторонников вакцинации среди священнослужителей примерно поровну.

В прошлом году мы проводили похожий «круглый стол», на котором были и специалисты-врачи, и священнослужители. Сегодня мы выслушали, что сказали психиатры, высказали свое видение ситуации, более глубоко и всесторонне рассмотрели вопросы осложнений после коронавируса и реабилитации выздоровевших. Это взаимная учеба. Чтобы двигаться вперед, надо понимать друг друга.

COVID-19 – это инфекция, которая требует междисциплинарного рассмотрения и понимания ситуации с разных точек зрения. Вирус мутирует, подходы к лечению быстро меняются. И священнослужителям, и врачам приходится учиться на ходу.


#коронавирус #КОВИД #реабилитация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (7080) от 27.12.2021 под заголовком «На пороге психопандемии».


Комментарии