Обман на полках: каждый второй товар с маркировкой «органик» оказался подделкой

В профессиональном языке товароведов и маркетологов появилось новое слово — «гринвошинг». Для русского уха звучит, конечно, не очень, но суть понять несложно. Произошел термин от английского greenwashing, где green — «зеленый, экологичный», и whitewashing — «отбеливание», в значении «отбеливание репутации». Такое название получила маркетинговая стратегия (или попросту уловка), при которой компании создают ложное впечатление об экологичности своих продуктов.

Обман на полках: каждый второй товар с маркировкой «органик» оказался подделкой | РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

РИСУНОК Михаила ЛАРИЧЕВА

С тех пор как вступил в действие федеральный закон об органической продукции — а случилось это еще в 2020 году, — товары, позиционированные как «органик», попадают в зону пристального внимания Роскачества. И, к сожалению, результаты проводимого им мониторинга подтверждают: на полках магазинов — десятки видов товаров, заявленных и промаркированных как «органические», но по факту как таковые не сертифицированные. И это сбивает с толку покупателей.

Да, большинство из нас (87 %) знают о существовании специальной экологической маркировки. Однако такое знание не всегда говорит о подлинном умении отличить настоящую экопродукцию от псевдоорганической.

Однозначные критерии качества органического продукта установлены вышеупомянутым законом, а также двумя ГОСТами:

• ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации».

• ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки».

Производитель получает право называть свой продукт «органическим», только когда изготовленная в соответствии с установленными требованиями и сертифицированная по всем правилам продукция попадает в реестр Минсельхоза.

* * *

Проведя очередной мониторинг, специалисты Роскачества рассказали, что же на самом деле может попасть на товарные выкладки под видом органической продукции. Мониторинг охватил девять торговых сетей, четыре самых популярных маркетплейса, одну службу доставки продуктов и одну сеть магазинов алкогольной продукции.

Чаще всего маркировка «organic/органик/органический» характерна для таких товарных групп, как алкогольная продукция; бакалея (макаронные изделия, крупы, хлопья, снеки/батончики, сахар, чай, уксус); хлебобулочные изделия (хлебцы, вафли); масло оливковое; кондитерские изделия (шоколад, печенье); детское питание (соки, каши, пюре).

В ходе проверки было обнаружено более 450 товаров с признаками псевдоорганической продукции. Наиболее распространенные виды ее маркировки: Organic (в разных сочетаниях и вариациях — 65,7 %; «Евролист» (европейский знак органической продукции) — 49,2 % и знак Organic США — 9 %. Два последних вообще не соответствуют нашему законодательству и не имеют юридической силы на территории России.

Важный момент:

• наибольшее количество товаров с признаками псевдоорганической продукции зафиксировано в торговых точках онлайн-формата (на маркетплейсах);

• в торговых сетях офлайн-формата — то есть в обычных магазинах торговых сетей — массовых нарушений не выявлено.

Особое внимание Роскачество обратило на продуты с обозначением «эко» и «био» — насколько же они… «органик»? Изначально закон об органических продуктах запрещал использовать подобные термины без прохождения специальной (органической) сертификации. Однако нарушения со стороны производителей были и остаются достаточно частыми. Используя тренд на экологичность, они наносят на этикетки различные символы и знаки, которые привлекают покупателя. При этом никакой ответственности за такие не совсем честные маркетинговые ходы пока не предусмотрено.

* * *

Однако с 1 сентября 2025 года начали действовать требования к надписям, используемым для маркировки органической продукции, — это предусмотрено ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для производителей, украшающих свою продукцию обозначениями «эко», «био», «зеленый» и другими подобными, он, в частности, ввел переходный период до 1 сентября 2030 года. До этого срока такие обозначения можно применять без обязательного подтверждения соответствия требованиям органической продукции.

На первый взгляд, требования к производителям не ужесточились, а, наоборот, смягчились. Зато, по мнению разработчиков закона, в течение ближайших пяти лет производители смогут постепенно перейти на производство продукции по органическим стандартам. Если им, конечно, это интересно. В противном случае к указанному сроку придется изменить товарные знаки и упаковку, убрав из них слова, указывающие на экологичность.

Пока же производители продукции «эко», «био» и прочих схожих наименований могут оформить и использовать добровольные экологические сертификаты от зарегистрированных в Росстандарте систем сертификации. Эти системы разработаны для подтверждения соответствия товаров экологическим и биологическим стандартам, включая требования к сырью, технологиям производства и упаковке. Но статуса «органической» у такой продукции не будет.

Роскачество рекомендует: чтобы отличить органический продукт от обычного и не стать жертвой маркетинга, стоит совершить несколько полезных действий. Интернет в помощь!

• Если выбираете товар онлайн, проверьте производителя. Он и его товар должны числиться в специальном реестре Минсельхоза России (http://opendata.mcx.ru/op­endata/7708075454‑organicprod).

• Необходимо убедиться, что название товара на упаковке совпадает с тем, которое указано в реестре и сертификате.

• Сертификат, содержащийся в реестре, должен иметь статус «Зарегистрирован».

• Если покупаете товар в розничной сети, проще всего отсканировать код на маркировке. Ссылка выведет на запись в реестре. Но можно и со смартфона зайти в реестр Минсельхоза и вбить в него название производителя.

• Если приобрели товар, который позиционировался как органический, но после проверки реестра стало понятно, что вы стали жертвой маркетинговой уловки, можно написать в Роскачество на электронный адрес: Organic@roskachestvo.gov.ru. К письму необходимо приложить фото товара, где в маркировке было бы видно наименование производителя; ссылку на товар, если он был куплен онлайн; адрес магазина, если товар был куплен в розничной сети.

Роскачество самостоятельно свяжется с производителем и контрольно-надзорными органами и проинформирует о выявленных фактах нарушения.

Читайте также:

Паста на закуску: современный рынок рыбных «намазок»

Как развивается рынок винограда в России?


#ГОСТ #маркетинг #рынок #Роскачество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (8017) от 20.10.2025 под заголовком ««Органические» уловки маркетинга».


Комментарии