Оазис ждет «Академика»: полярники готовятся к зимовке в Антарктиде

Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» доставило в Антарктиду новый зимовочный состав и ученых для проведения сезонных научных исследований, а также более 2,5 тысячи тонн грузов — продовольствия, материалов и топлива.

Оазис ждет «Академика»: полярники готовятся к зимовке в Антарктиде | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Часть этих грузов, предназначенных для работы и жизнедеятельности участников 69‑й Российской антарктической экспедиции (РАЭ), полярники выгружают на берег в бухте Тала, у станции «Прогресс», куда подошло судно. И перекачивают в береговые емкости топливо — порядка 1,6 тысячи тонн.

По завершении этих работ «Академик» отправится на российскую станцию «Мирный». Затем последует к сезонным базам «Оазис Бангера» и «Молодежная». А также навестит белорусскую антарктическую станцию «Гора Вечерняя», которая находится у одноименной возвышеннос­ти на побережье моря Космонавтов, недалеко от российской станции «Молодежная». При этом непосредственно с борта судна по ходу его следования ученые будут вести метеорологические наблюдения, измерять океанологические, ледовые и биологические параметры.

«В Антарктике начался самый активный сезон, динамика работ там огромная, — отметил Павел Лунев, начальник РАЭ. — Каждые несколько дней на станции «Прогресс» формируются и отправляются к внутриконтинентальной станции «Восток» санно-гусеничные походы, аэродром почти ежедневно принимает самолеты, а вертолетная команда работает практически непрерывно».

А в начале 2024 года на Шестой континент отправится другое научно-экспедиционное судно — «Академик Трешников». Оно посетит круглогодичные станции «Мирный», «Прогресс», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен», а также сезонную базу «Молодежная». По словам сотрудников Арктического и Ан­тарктического института, отвечающего за работу российских станций и проведение там исследований, в рамках 69‑й РАЭ планируется провести работы по нескольким десяткам научных проектов. Большинство из них связаны с мониторингом окружающей среды в Антарктике и изучением природных процессов, вызванных глобальными климатическими изменениями.

В предстоящем сезоне необходимо завершить также строительно-монтажные работы на новом зимовочном комплексе (НЗК), строящемся на станции «Восток». Туда прибыла недавно группа специалистов из компании «Запсибгазпром», а санно-гусеничный поезд доставил на эту площадку первую партию стройматериалов, топлива и других грузов (около 190 тонн).

«Наша группа добиралась к мес­ту работ на шести вездеходах «Бурлак» трое суток. Несколько машин в пути вышли из строя, их потребовалось ремонтировать при температуре минус 51 градус», — рассказал руководитель группы Виктор Ренев, сотрудник компании-подрядчика.

Всего же для обеспечения строительно-монтажных работ на НЗК в этом сезоне необходимо доставить туда почти 2,6 тысячи тонн стройматериалов и топлива (включая партию грузов, прибывшую на борту «Академика Федорова»). В этих операциях будут задействованы более 90 полярников и 45 единиц техники — 40 транспортеров «Полар-300» и пять тракторов «Катерпиллар».

Технологический запуск трех из пяти модулей НЗК строители намечают провести в январе 2024‑го. Они проверят работоспособность и надежность всех имеющихся там систем жизнеобеспечения. До февраля нужно будет смонтировать также два оставшихся модуля, предназначенных для хранения топ­лива и запасного оборудования. Эти работы будут вести 30 представителей компании-подрядчика и шесть участников РАЭ. Полностью завершить внутреннюю отделку всех помещений НЗК планируется до конца следующего года.

А в начале 2025‑го полярники, участники 70‑й РАЭ, справят новоселье в этом здании, где будут жить и работать до 35 сезонных специалистов (в период зимовки — около 15 полярников). Общая площадь этого городка длиной 140 метров и высотой до 17,5 м составит около 3 тысяч квадратных метров. Пять модулей НЗК, который станет площадкой для реализации более масштабных научных проектов в самом холодном на планете месте, в цент­ральной час­ти Антарктики, будут установлены на 36 трехметровых опорах. Благодаря этому станцию многие годы не будет заносить снегом.

На первом этапе комплекс станет действовать в тестовом режиме, на «прогреве», пояснил директор института Александр Макаров. Системы жизнеобеспечения НЗК нужно проверить в суровых зимних условиях, когда температура воздуха опускается до минус 80 градусов и ниже.

Что же касается судна «Академик Федоров», то его рейс продлится семь месяцев. Весной будущего года оно вернется в Петербург.


#судно #Антарктида #груз

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7568) от 19.12.2023 под заголовком «Оазис ждет «Академика»».


Комментарии