О тех, кто остался за кадром. Вышла в свет книга о фронтовых фотокорреспондентах

«24 х 36. Фронтовые фотокорреспонденты 1941 – 1945 годов» – так называется книга, выпущенная петербургским Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы. В заголовок вынесен формат негатива стандартной пленки: именно из них сложилась фотопанорама Великой Отечественной войны. Имена многих фотокорреспондентов впоследствии, как отмечает наш собеседник, автор книги исследователь Юрий СВЕТОВ, неведомым образом пропали из истории. В буквальном смысле – остались за кадром.

О тех, кто остался за кадром. Вышла в свет книга о фронтовых фотокорреспондентах | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

– Иными словами, фотографии как будто бы «обезличились», оторвались от их авторов?

– Да, в книгах, посвященных Великой Отечественной войне, в мемуарах, историях полков, дивизий, армий, соединений по сей день публикуются снимки, под которыми нет указания автора. Обычно вспоминают лишь несколько фамилий, в основном московских фотографов, например Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Савелия Гурарии... Это явно несправедливо.

Можно ли представить себе, чтобы в сборниках очерков советских писателей о войне их авторы были либо вообще не указаны, либо скромно перечислены в конце издания, через запятую. Нонсенс! Но в случае с военными фотографиями долгое время дело обстояло именно так. Вот почему возникло желание рассказать о тех, чьими глазами сегодня мы видим Великую Отечественную войну. А знаем мы об этих людях до крайности мало.

Фотокор Сергей Струнников во время съёмки_1942_Авт.неизв.jpgРЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Помогло то, что Фонд исторической фотографии располагает редкой коллекцией снимков фронтовика Сергея Ивановича Смирнова, ленинградца, впоследствии оказавшегося в Москве. В годы войны он был летчиком и одновременно занимался фотографией, посылал снимки в различные издания. Ему, кстати, принадлежит датированная 1945 годом знаменитая фотография из Дрездена, где у входа в картинную галерею написано «Музей проверен. Мин нет»... В коллекции Смирнова – его снимки, а также кадры, сделанные его коллегами-фотокорами, с которыми он дружил в годы войны и после нее, когда работал в «Известиях».

Что же касается поиска имен, то его приходилось вести по газетам и журналам военной поры, «Окнам ТАСС» и другим источникам. Кстати, в последнее время и в Интернете появились сайты, где можно найти информацию о военных фотокорреспондентах.

– А их на фронте, без преувеличения, тоже была целая армия...

– Существовали штатные фронтовые фотокорреспонденты – в Совинформбюро, ТАСС, центральных газетах. Газеты тех регионов, где проходили военные действия, тоже имели право иметь своих фронтовых фотокоров, в том числе и наши «Ленинградская правда» и «Смена». А еще были фронтовые, армейские, дивизионные, партизанские газеты.

Выходили знаменитые «Окна ТАСС», в которых также постоянно печатали фотографии. Выпускались журнал «Фронтовая фото-иллюстрация», «Фотогазета», в 1945-м появилась «Красноармейская иллюстрированная газета». Были даже издания на языках народов СССР, например, фронтовые листки на эстонском, татарском языках.

Из самых разных источников нам по крупицам удалось собрать сведения о 256 фронтовых фотокорреспондентах. Иногда это только имена, без отчеств. Да и список совсем не исчерпывающий... Сложность была еще и в том, что авторы нередко публиковали свои снимки под псевдонимами. Очевидно, был определенный лимит на количество снимков на странице, подписанных одной фамилией.

Что касается тех, кто снимал в блокадном Ленинграде... Мы насчитали сорок фамилий. Почти у всех удалось узнать имена и отчества, а также издания, в которых они работали. Выяснились весьма необычные ситуации. Например, Николай Шаталов был начальником и главным хирургом эвакогоспиталя № 1014 и в то же время очень много фотографировал.

Кстати, из 256 – восемь женщин. Одна из самых известных, много снимавшая в блокаду, – Елена Эварт, работавшая в газете 42-й армии Ленинградского фронта «Удар по врагу» и в ЛенТАСС.

Что особенно важно: в этой книге, пожалуй, впервые можно увидеть, как выглядели сами фотографы. Мы сумели найти портреты 141 человека.

Практически все снимки, отобранные нами в книгу (а всего их 460, и многие очень редкие), сделаны в самой гуще событий. Атаки, десанты, танковые бои... Есть кадр, запечатлевший, как солдаты тащат на плоту через Сиваш артиллерийское орудие. Не случайно мы использовали в качестве эпиграфа слова писателя Константина Симонова, который был военкором газеты «Красная звезда»: «Войну издали не снимешь. Войну можно снимать только вблизи».

Конечно, есть сведения и про тех фотокорреспондентов, которые погибли. Их 28. Вот лишь некоторые судьбы. В 1941-м во время таллинского перехода погиб сотрудник газеты «Красный флот» Иван Драныш. В первую блокадную зиму в Ленинграде умер от голода Михаил Хитрин. В июле 1943-го в самолете, сбитом над Новороссийском, погиб военкор «Комсомольской правды» Борис Иваницкий, а в конце апреля 1945-го в Берлине был убит сотрудник фронтовой газеты «Боевой призыв» Леонид Охотников...

– Глядя на старые фотографии, нередко задумываешься: те, кто изображен на них, не могли знать, что будет с ними дальше. Мы знаем...

– Во многом именно поэтому работать над книгой было эмоционально очень трудно. Вот, например, фотограф Александр Грибовский в июле 1943-го на Воронежском фронте сделал кадр: медсестра перевязывает раненого бойца. На ее груди – орден Славы. По этой награде удалось узнать имя. Оказалось, старшина медслужбы Валентина Кемаева – недавняя студентка Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта. И представляете, какой я испытал шок, когда узнал, что через два месяца после того, как девушка была запечатлена на снимке, ее не стало...

Фото Якова Рюмкина: апрель 1945-го, окрестности Берлина. В «Виллисе» сидит бравый офицер с лихо закрученными усами – полковник Абрам Темник, командир гвардейской танковой бригады. Вскоре он погиб в ожесточенном бою на улицах Берлина, возглавив атаку на кирху, с колокольни которой гитлеровцы вели прицельный огонь по наступавшим.

Удивительно: порой ловлю себя на мысли, что мне как будто бы знакомы многие из тех, кто изображен на военных снимках. Наверное, это что-то вроде генетической памяти. Рассматривая снимки Германии весны 1945-го, я невольно надеюсь увидеть на них моего отца. Вместе с батальоном авиационного обслуживания он дошел до Берлина...

#фотография #история #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (6847) от 21.01.2021 под заголовком «О тех, кто остался за кадром».


Комментарии