Новые старые лица. Европейская комиссия начала функционировать в новом составе

С 1 декабря 2024‑го (а фактически с нового года) начали функционировать в новом составе некоторые институты Евросоюза. Как это может сказаться на общем политическом курсе ЕС в ближайшие годы?

Новые старые лица. Европейская комиссия начала функционировать в новом составе | ФОТО Рixabay

ФОТО Рixabay

Эхо выборов

Формирование нового состава ЕК длилось несколько месяцев и явилось своего рода политическим компромиссом между национальными правительствами и Европейским парламентом (ЕП), который в свою очередь сам был переизбран в июне прошлого года. Дело в том, что кандидатов в члены ЕК по принципу «один еврокомиссар от страны-члена» предлагают влас­ти конкретных государств. Внутри Европейского совета, в который по должности входят президенты и премьер-министры, ведутся кулуарные консультации о распределении портфелей. Но именно депутаты ЕП в конечном счете голосуют за утверждение как председателя ЕК, так и всего состава комиссии.

Очевидно, что исполнительная власть стран-членов предлагает в еврокомиссары, как правило, политиков, лояльных национальным правительствам. Даже если должность европейского комиссара предполагает, что он никоим образом не имеет подчинения тому государству, которое его выдвинуло в состав ЕК. Коль скоро большая часть национальных правительств на пространстве Евросоюза имеет правоцентристскую ориентацию, то вполне логично, что наиболее весомое политическое представительство в новом составе комиссии получили представители Европейской народной партии (ЕНП), сохранившей к тому же статус самой влиятельной силы в ЕП после летних выборов. В действующем составе Еврокомиссии 13 из 27 комиссаров являются членами национальных партий, входящих в ЕНП. Разумеется, данный факт делает правоцентрис­тов доминирующей силой влияния в исполнительной власти Евросоюза.

Это соответствует реальному соотношению сил как в ЕП, так и на уровне отдельных стран — членов союза. Но есть и еще одна политическая тенденция, которая характерна для современной Европы. В данном случае я имею в виду заметное усиление консервативных, правопопулистских и крайне правых партий в самых разных частях ЕС, что тоже показали результаты европейских выборов прошлого года.

Не случайно во Франции Национальное объединение в 2024‑м превратилось в самую влиятельную политическую партию, в ФРГ «Альтернатива для Германии» в опросах идет на втором месте, в Италии консерваторы и крайне правые твердо контролируют национальное правительство; на первое место по популярности вышли правопопулистские партии в Австрии и Нидерландах.

Однако — и это очень интересный момент — успехи крайне правых на выборах не сказались на кадровом составе ЕК. Как отмечает профессор Сьянс По Марк Лазар, «электоральный прорыв радикальных правых практически никак не повлиял на соотношение сил в Европейской комиссии».

Правительство «большой коалиции»

Несмотря на то что традиционные партии теряют поддержку избирателей, и в масштабе ЕС, и на уровне большинства стран — членов союза они пока остаются у руля. Тем более если эти круги еще и объединяют свои силы, как регулярно происходит в Евросоюзе.

Только что сформированный состав ЕК подтвердил такую тенденцию. Здесь следует отметить, что вопрос о назначении еврокомиссаров — это не только аспект, связанный с выбором национальных правительств. Как правило, члены Еврокомиссии — еще и представители тех или иных наднациональных европейских партий. С этой точки зрения ЕК вполне можно рассматривать как «коалиционное правительство» современной Европы, при этом именно как правительство «большой коалиции».

Если самая влиятельная транснациональная партия, ЕНП, укрепила свое представительство и влияние в Еврокомиссии, то все же кое‑что перепало и ее младшим партнерам по этой «большой коалиции». Так, пять портфелей комиссаров досталось представителям Партии европейских социалистов (ПЕС), а еще три — либералам. Их влияние внутри ЕК, конечно, заметно снизилось, но сам факт участия левоцентристов и либералов в «европейском правительстве» обеспечил Еврокомиссии утверждение в Европарламенте. Со стороны радикальных правых кругов в нынешнем составе ЕК оказались лишь члены от Венгрии и Италии. Любопытно при этом, что внутри Европейского совета от одобрения актуального состава ЕК воздержались именно эти две страны: их премьер-министры утверждают, что «политический портрет» Еврокомиссии не соответствует предпочтениям европейских избирателей.

Возможно, это утверждение не так уж далеко от реальности. По крайней мере голосования в ЕП показали, что уровень поддержки комиссии среди евродепутатов заметно уменьшился. Если за переизбрание Урсулы фон дер Ляйен на должность председателя комиссии проголосовал 401 депутат из 719, то за утверждение всего состава Еврокомиссии — и вовсе лишь 370 человек. Со столь невысоким процентным уровнем одобрения еще ни один состав европейских комиссаров не работал…

Внутри ЕП о своей оппозиции к новому составу Еврокомиссии заявили радикальные правые депутатские группы, в частности, Европейские консерваторы и реформисты и группа «Патриоты за Европу». Также в жесткой оппозиции «правительству ЕС» будут выступать и радикальные левые. 

Как отмечает, член ЕП от Партии труда Бельгии Марк Ботенга, «этот состав комиссии совершенно не отражает европейское общест­венное мнение, но зато полностью соответствует интересам крупной бюрократии Старого Света».

Безусловно, при такой ситуации отныне будет сложнее искать компромиссы при голосовании по европейским бюджетам и другим важным политическим документам на уровне Европарламента. В то же время большинство, пусть сократившееся, у традиционных политических кругов во всех институтах ЕС все же сохраняется.

Смена декораций и преемственность

Тот факт, что во главе Еврокомиссии была повторно переизбрана 66‑летняя У. фон дер Ляйен, с одной стороны, подтверждает приоритетное влияние правоцентристов в европейской политике, а с другой — показывает и значимость Германии как ведущей в ЕС страны. Госпожа фон дер Ляйен обещает «отстаивать одновременно свободную и демократическую Европу, сильную и безопасную Европу и процветающий ЕС». Впрочем, в период ее первого председательства (2019 – 2024 гг.) Евросоюз, скорее, стал менее процветающим и сильным в системе международных отношений. А недавнее аннулирование результатов первого тура президентских выборов в Румынии под очень спорным предлогом ставит вопрос уже о том, могут ли отдельные страны-члены вообще рассматриваться как демократии.

На протяжении многих последних лет за внешнюю политику в Евросоюзе отвечал представитель ПЕС. Но на сей раз, видимо, желая подсластить либералам пилюлю из‑за резкого сокращения числа их еврокомиссаров, пост верховного представителя по внешним делам и политике безопасности достался представительнице Альянса либералов и демократов в Европе, бывшему премьер-министру Эстонии Кайе Каллас. К слову сказать, ЕК, по сути дела, уже достаточно давно выступает как прибежище отставных в национальном масштабе политиков. Это очень четко видно как раз на примере «балтийского» представительства в Еврокомиссии. К примеру, бывший глава латвийского правительства правоцентрист Валдис Домбровскис получил в Брюсселе пост еврокомиссара по экономике и производительности, а экс-премьер-министр Литвы Андриус Кубилюс из ЕНП — новую знаковую должность комиссара по обороне и космосу. Соответственно, абсолютное большинство нынешнего состава ЕК — это «отставники», занимавшие в свое время ответственные правительственные должности в своих странах.

Но и социалисты не остались обиженными после распределения высших должностных постов. Вместо проработавшего пять лет председателем Европейского совета бывшего либерального премьер-министра Бельгии Шарля Мишеля на этот важный в иерархии ЕС пост был назначен 63‑летний португалец Антониу Кошта. Опытный политик, в прошлом занимавший разные должности в правительстве (руководил лиссабонской мэрией и возглавлял совет министров Португалии с 2015-го по 2024 год), он из‑за недоказанных обвинений в причастности к должностным преступлениям в апреле прошлого года весьма вовремя покинул пост главы национального правительства — с тем чтобы через полгода оказаться в кресле председателя Европейского совета. В общем, даже если где‑то на уровне исполнительной власти в ЕС ­произошли кадровые перемены, в политическом плане в целом все осталось на прежнем уровне.

По прежней дороге

Коль скоро политический профиль Еврокомиссии, несмотря на изменения общественного мнения в странах Старого Света, всерьез не поменялся, то и говорить о серьезных переменах в ее видении вопросов европейской интеграции также не приходится. Незадолго до утверждения ее кандидатуры на второй срок У. фон дер Ляйен обнародовала программу своей комиссии на 2025 – 2029 гг. В целом это весьма «общий» документ, но там как раз прописаны те положения, с которыми шла на европейские выборы прошлого года партия фон дер Ляйен — ЕНП.

Итак, Еврокомиссия обещает европейцам выработку нового пакта по процветанию и конкурентоспособности, особое место комиссары хотят уделять созданию рабочих мест. Также У. фон дер Ляйен и ее коллеги обещают обратить особое внимание на охрану европейских границ и управление миграционными потоками.

В программном заявлении звучал также тезис о необходимости большего сплочения европейских обществ и усиления социальной модели. Но, думается, на данном этапе это, скорее всего, риторика. Особое внимание отводится, кроме того, тематике продовольственной и энергетической безопасности.

Отечественные эксперты подчеркивают, что если в плане политической расстановки сил новый состав ЕК почти не изменился, то вот в кад­ровом отношении он стал еще более «антироссийским». Пожалуй, с этим выводом можно согласиться.

Безусловно, абсолютное большинство членов ЕК-2024 составляют политики, настроенные «до конца» оказывать политическую, финансовую и военную поддержку Украине. Но дело не только в этом. Именно те еврокомиссары, которые непосредственно отвечают за «внешнеполитический блок» (упомянутые уже К. Каллас и А. Кубилюс), представляют в ЕК те страны, политические отношения которых с Россией вполне можно назвать враждебными. Более того, сами эти политические деятели не раз открыто проявляли свое отношение к РФ. Так, К. Каллас считает, что одной из главных целей ЕС на ближайшее время будет обеспечение победы Украины. А ее коллега А. Кубилюс отмечает: «Нам необходимо перейти от того, что некоторые называют постепенным улучшением наших оборонных возможностей к какому‑то «большому взрыву».

Как видим, в «европейском правительстве» немало тех, кто по факту настроен на продолжение ремилитаризации и конфронтационной политики. Как же будет на самом деле, мы, надо полагать, поймем уже достаточно скоро. У ЕК немало амбициозных идей (экономическое сближение, укрепление военно-политической солидарности, расширение ЕС на балканском направлении). Но хватит ли у «команды фрау Урсулы», особенно принимая во внимание еще и «фактор Трампа», на все это сил, пока сказать со всей определенностью нельзя.

Читайте также:

Покупка Гренландии: зачем Дональд Трамп хочет присоединить остров к США

Копают под Петро. Почему президента Колумбии хотят отстранить от власти?


#политика #Евросоюз #ЕК

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «Новые старые лица Евросоюза».


Комментарии