Новые старые лица. Европейская комиссия начала функционировать в новом составе
С 1 декабря 2024‑го (а фактически с нового года) начали функционировать в новом составе некоторые институты Евросоюза. Как это может сказаться на общем политическом курсе ЕС в ближайшие годы?
ФОТО Рixabay
Эхо выборов
Формирование нового состава ЕК длилось несколько месяцев и явилось своего рода политическим компромиссом между национальными правительствами и Европейским парламентом (ЕП), который в свою очередь сам был переизбран в июне прошлого года. Дело в том, что кандидатов в члены ЕК по принципу «один еврокомиссар от страны-члена» предлагают власти конкретных государств. Внутри Европейского совета, в который по должности входят президенты и премьер-министры, ведутся кулуарные консультации о распределении портфелей. Но именно депутаты ЕП в конечном счете голосуют за утверждение как председателя ЕК, так и всего состава комиссии.
Очевидно, что исполнительная власть стран-членов предлагает в еврокомиссары, как правило, политиков, лояльных национальным правительствам. Даже если должность европейского комиссара предполагает, что он никоим образом не имеет подчинения тому государству, которое его выдвинуло в состав ЕК. Коль скоро большая часть национальных правительств на пространстве Евросоюза имеет правоцентристскую ориентацию, то вполне логично, что наиболее весомое политическое представительство в новом составе комиссии получили представители Европейской народной партии (ЕНП), сохранившей к тому же статус самой влиятельной силы в ЕП после летних выборов. В действующем составе Еврокомиссии 13 из 27 комиссаров являются членами национальных партий, входящих в ЕНП. Разумеется, данный факт делает правоцентристов доминирующей силой влияния в исполнительной власти Евросоюза.
Это соответствует реальному соотношению сил как в ЕП, так и на уровне отдельных стран — членов союза. Но есть и еще одна политическая тенденция, которая характерна для современной Европы. В данном случае я имею в виду заметное усиление консервативных, правопопулистских и крайне правых партий в самых разных частях ЕС, что тоже показали результаты европейских выборов прошлого года.
Не случайно во Франции Национальное объединение в 2024‑м превратилось в самую влиятельную политическую партию, в ФРГ «Альтернатива для Германии» в опросах идет на втором месте, в Италии консерваторы и крайне правые твердо контролируют национальное правительство; на первое место по популярности вышли правопопулистские партии в Австрии и Нидерландах.
Однако — и это очень интересный момент — успехи крайне правых на выборах не сказались на кадровом составе ЕК. Как отмечает профессор Сьянс По Марк Лазар, «электоральный прорыв радикальных правых практически никак не повлиял на соотношение сил в Европейской комиссии».
Правительство «большой коалиции»
Несмотря на то что традиционные партии теряют поддержку избирателей, и в масштабе ЕС, и на уровне большинства стран — членов союза они пока остаются у руля. Тем более если эти круги еще и объединяют свои силы, как регулярно происходит в Евросоюзе.
Только что сформированный состав ЕК подтвердил такую тенденцию. Здесь следует отметить, что вопрос о назначении еврокомиссаров — это не только аспект, связанный с выбором национальных правительств. Как правило, члены Еврокомиссии — еще и представители тех или иных наднациональных европейских партий. С этой точки зрения ЕК вполне можно рассматривать как «коалиционное правительство» современной Европы, при этом именно как правительство «большой коалиции».
Если самая влиятельная транснациональная партия, ЕНП, укрепила свое представительство и влияние в Еврокомиссии, то все же кое‑что перепало и ее младшим партнерам по этой «большой коалиции». Так, пять портфелей комиссаров досталось представителям Партии европейских социалистов (ПЕС), а еще три — либералам. Их влияние внутри ЕК, конечно, заметно снизилось, но сам факт участия левоцентристов и либералов в «европейском правительстве» обеспечил Еврокомиссии утверждение в Европарламенте. Со стороны радикальных правых кругов в нынешнем составе ЕК оказались лишь члены от Венгрии и Италии. Любопытно при этом, что внутри Европейского совета от одобрения актуального состава ЕК воздержались именно эти две страны: их премьер-министры утверждают, что «политический портрет» Еврокомиссии не соответствует предпочтениям европейских избирателей.
Возможно, это утверждение не так уж далеко от реальности. По крайней мере голосования в ЕП показали, что уровень поддержки комиссии среди евродепутатов заметно уменьшился. Если за переизбрание Урсулы фон дер Ляйен на должность председателя комиссии проголосовал 401 депутат из 719, то за утверждение всего состава Еврокомиссии — и вовсе лишь 370 человек. Со столь невысоким процентным уровнем одобрения еще ни один состав европейских комиссаров не работал…
Внутри ЕП о своей оппозиции к новому составу Еврокомиссии заявили радикальные правые депутатские группы, в частности, Европейские консерваторы и реформисты и группа «Патриоты за Европу». Также в жесткой оппозиции «правительству ЕС» будут выступать и радикальные левые.
Как отмечает, член ЕП от Партии труда Бельгии Марк Ботенга, «этот состав комиссии совершенно не отражает европейское общественное мнение, но зато полностью соответствует интересам крупной бюрократии Старого Света».
Безусловно, при такой ситуации отныне будет сложнее искать компромиссы при голосовании по европейским бюджетам и другим важным политическим документам на уровне Европарламента. В то же время большинство, пусть сократившееся, у традиционных политических кругов во всех институтах ЕС все же сохраняется.
Смена декораций и преемственность
Тот факт, что во главе Еврокомиссии была повторно переизбрана 66‑летняя У. фон дер Ляйен, с одной стороны, подтверждает приоритетное влияние правоцентристов в европейской политике, а с другой — показывает и значимость Германии как ведущей в ЕС страны. Госпожа фон дер Ляйен обещает «отстаивать одновременно свободную и демократическую Европу, сильную и безопасную Европу и процветающий ЕС». Впрочем, в период ее первого председательства (2019 – 2024 гг.) Евросоюз, скорее, стал менее процветающим и сильным в системе международных отношений. А недавнее аннулирование результатов первого тура президентских выборов в Румынии под очень спорным предлогом ставит вопрос уже о том, могут ли отдельные страны-члены вообще рассматриваться как демократии.
На протяжении многих последних лет за внешнюю политику в Евросоюзе отвечал представитель ПЕС. Но на сей раз, видимо, желая подсластить либералам пилюлю из‑за резкого сокращения числа их еврокомиссаров, пост верховного представителя по внешним делам и политике безопасности достался представительнице Альянса либералов и демократов в Европе, бывшему премьер-министру Эстонии Кайе Каллас. К слову сказать, ЕК, по сути дела, уже достаточно давно выступает как прибежище отставных в национальном масштабе политиков. Это очень четко видно как раз на примере «балтийского» представительства в Еврокомиссии. К примеру, бывший глава латвийского правительства правоцентрист Валдис Домбровскис получил в Брюсселе пост еврокомиссара по экономике и производительности, а экс-премьер-министр Литвы Андриус Кубилюс из ЕНП — новую знаковую должность комиссара по обороне и космосу. Соответственно, абсолютное большинство нынешнего состава ЕК — это «отставники», занимавшие в свое время ответственные правительственные должности в своих странах.
Но и социалисты не остались обиженными после распределения высших должностных постов. Вместо проработавшего пять лет председателем Европейского совета бывшего либерального премьер-министра Бельгии Шарля Мишеля на этот важный в иерархии ЕС пост был назначен 63‑летний португалец Антониу Кошта. Опытный политик, в прошлом занимавший разные должности в правительстве (руководил лиссабонской мэрией и возглавлял совет министров Португалии с 2015-го по 2024 год), он из‑за недоказанных обвинений в причастности к должностным преступлениям в апреле прошлого года весьма вовремя покинул пост главы национального правительства — с тем чтобы через полгода оказаться в кресле председателя Европейского совета. В общем, даже если где‑то на уровне исполнительной власти в ЕС произошли кадровые перемены, в политическом плане в целом все осталось на прежнем уровне.
По прежней дороге
Коль скоро политический профиль Еврокомиссии, несмотря на изменения общественного мнения в странах Старого Света, всерьез не поменялся, то и говорить о серьезных переменах в ее видении вопросов европейской интеграции также не приходится. Незадолго до утверждения ее кандидатуры на второй срок У. фон дер Ляйен обнародовала программу своей комиссии на 2025 – 2029 гг. В целом это весьма «общий» документ, но там как раз прописаны те положения, с которыми шла на европейские выборы прошлого года партия фон дер Ляйен — ЕНП.
Итак, Еврокомиссия обещает европейцам выработку нового пакта по процветанию и конкурентоспособности, особое место комиссары хотят уделять созданию рабочих мест. Также У. фон дер Ляйен и ее коллеги обещают обратить особое внимание на охрану европейских границ и управление миграционными потоками.
В программном заявлении звучал также тезис о необходимости большего сплочения европейских обществ и усиления социальной модели. Но, думается, на данном этапе это, скорее всего, риторика. Особое внимание отводится, кроме того, тематике продовольственной и энергетической безопасности.
Отечественные эксперты подчеркивают, что если в плане политической расстановки сил новый состав ЕК почти не изменился, то вот в кадровом отношении он стал еще более «антироссийским». Пожалуй, с этим выводом можно согласиться.
Безусловно, абсолютное большинство членов ЕК-2024 составляют политики, настроенные «до конца» оказывать политическую, финансовую и военную поддержку Украине. Но дело не только в этом. Именно те еврокомиссары, которые непосредственно отвечают за «внешнеполитический блок» (упомянутые уже К. Каллас и А. Кубилюс), представляют в ЕК те страны, политические отношения которых с Россией вполне можно назвать враждебными. Более того, сами эти политические деятели не раз открыто проявляли свое отношение к РФ. Так, К. Каллас считает, что одной из главных целей ЕС на ближайшее время будет обеспечение победы Украины. А ее коллега А. Кубилюс отмечает: «Нам необходимо перейти от того, что некоторые называют постепенным улучшением наших оборонных возможностей к какому‑то «большому взрыву».
Как видим, в «европейском правительстве» немало тех, кто по факту настроен на продолжение ремилитаризации и конфронтационной политики. Как же будет на самом деле, мы, надо полагать, поймем уже достаточно скоро. У ЕК немало амбициозных идей (экономическое сближение, укрепление военно-политической солидарности, расширение ЕС на балканском направлении). Но хватит ли у «команды фрау Урсулы», особенно принимая во внимание еще и «фактор Трампа», на все это сил, пока сказать со всей определенностью нельзя.
Читайте также:
Покупка Гренландии: зачем Дональд Трамп хочет присоединить остров к США
Копают под Петро. Почему президента Колумбии хотят отстранить от власти?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7828) от 17.01.2025 под заголовком «Новые старые лица Евросоюза».
Комментарии