2Vtzqv4Hz9U

Новая эпоха трезвости? Результаты опроса ВЦИОМ

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты мониторингового опроса о том, как за последние двадцать лет изменились практики потребления алкоголя в нашей стране.

Новая эпоха трезвости? Результаты опроса ВЦИОМ | ФОТО brandy turner on Unsplash

ФОТО brandy turner on Unsplash

В России наблюдается заметный сдвиг в культуре потребления алкоголя. Все больше людей демонст­рируют приверженность трезвому образу жизни, что обусловлено совокупностью различных факторов — сменой поколений, активизацией антиалкогольной политики, модой и другими. Согласно результатам свежего опроса ВЦИОМ, доля абстинентов (тех, кто вообще не потребляет спиртные напитки) в нашей стране практически сравнялась с долей текущих потребителей алкоголя (48 % и 52 %, соответственно), тогда как двадцать лет назад последних было чуть ли не втрое больше, чем трезвенников (73 % против 27 %).

Согласно имеющимся данным, слом советской модели потреб­ления спиртных напитков наблюдался уже в начале 2000‑х годов. В 2004‑м пиву отдавал предпоч­тение почти каждый второй — 47 %. А вот вино и водку на заре XXI века россияне любили одинаково, их употреблял каждый третий (по 33 %). В наше время за внимание потребителей по‑прежнему борются эти три алкогольных напитка. Однако на фоне увеличения доли трезвенников их прежняя популярность поблекла: потребителей вина сегодня насчитывается 19 % (-14 в сравнении с 2004 г.), пот­ребителей пива — 18 % (-29), водки — 11 % (-22). Другими словами, сегодня в российском обществе еще сильнее прослеживается переход к южному типу потребления алкоголя, характеризующемуся преобладанием легких алкогольных напитков, как правило, пива и вина. Если в 2004 г. водка еще могла составить им конкуренцию, то сегодня — с большим трудом. В случае с другими крепкими спиртными напитками ситуация осталась неизменной: ­коньяк, вис­ки, ром и джин как были в меньшем почете у россиян, так и остались.

Алкогольные предпочтения имеют четко выраженную гендерную специ­фику. «Мужскими» напитками можно назвать пиво (25 % против 13 % женщин), а также крепкий алкоголь — водку (19 % против 5 %), виски (5 % против 1 %) и конь­як (9 % против 5 %). «Женскими» — только вино (26 % против 11 % мужчин). Потребителей вина также отличает наличие высшего образования (26 %) и хорошее материальное положение (24 %).

Доля не пьющих алкоголь россиян за последние двадцать лет выросла в 1,8 раза — с 27 до 48 %. Отчетливее всего влияние строгих культурных и религиозных норм на паттерны потребления алкоголя можно наблюдать на примере Северо-Кавказского федерального округа — самого непьющего региона страны. Доля трезвенников там составила рекордный 71 %, в то время как в других регионах РФ показатель колеблется от 45 до 50 %.

Помимо региона проживания приверженность трезвому образу жизни обусловлена полом, уровнем достатка, местом работы. Россияне, не употребляющие алкогольные напитки, — чаще женщины (53 % против 43 % мужчин), представители двух младших (54 – 61 %) и самого старшего поколений (56 %), а также работающие в бюджетных организациях (51 % против 39 % среди работников коммерческих структур).

Примечательно, что для людей, которые взрослели в эпоху Брежнева и в сознательном возрасте застали третью антиалкогольную кампанию в СССР, водка оказывается даже предпочтительнее пива (16 % против 10 %). Самые «пьющие» — представители реформенного поколения (61 %), которые в одинаковой степени выбирают и вино, и пиво (21 % и 19 %, соответственно). 

Читайте также:

ВЦИОМ: чем привлекает индустриальная сфера наших граждан

Сколько рублей нужно для счастья? Результаты социологического опроса


#ВЦИОМ #опрос #ЗОЖ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7773) от 18.10.2024 под заголовком «Новая эпоха трезвости?».


Комментарии