Никакой коммерции. С 1 сентября бизнес на личных дачных участках окажется вне закона

Поправки, запрещающие использовать дачи для любой коммерческой деятельности, за исключением огородничества, в окончательном, третьем, чтении были приняты Госдумой еще 22 июля этого года. А с началом осени, когда норма вступит в силу, и до того незаконное предпринимательство на личных участках в садовых некоммерческих товариществах (СНТ) может быть «прикрыто» в любой момент. Если, конечно, бизнес и его соседи общими усилиями не смогут поменять статус и сделать нужный им сервис полностью легитимным.

Никакой коммерции. С 1 сентября бизнес на личных дачных участках окажется вне закона | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Под запрет попадает все, что связано с коммерцией и не предназначено для личных нужд садовода и его семьи. Максимум, что разрешается делать дачникам на их личных участках, — разводить для себя домашнюю птицу и коз. А также продавать излишки полученного урожая, если размер участка не превышает 50 соток. Да и то лишь тогда, когда в высадке и сборе овощей или фруктов не участвовали наемные работники. Штрафы в случае нарушений и нецелевого использования земельного участка, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, весомы. Так, физическим лицам светят выплаты в размере от 0,5 до 1 % кадастровой стоимости участка (но не менее 10 тыс. рублей). Если его оценки нет, размер штрафа составит от 10 до 25 тыс. рублей. Когда нарушение будет повторным, штрафы станут еще больше.

Однако, если быть точным, принципиально нового в деле использования личных садовых участков все же не появилось. Дело в том, что и ранее использование садового либо огородного участка было ориентировано на удовлетворение исключительно личных нужд. А ведение любой предпринимательской деятельности (включая размещение магазинов, хостелов, автосервисов и пр.) рассматривалось как нецелевое использование участка и могло вести к соответствующему наказанию. Правда, зачастую на это закрывали глаза, поскольку формулировки порой были размыты. Теперь же нормативы составлены таким образом, что почти любое упоминание садоводства и огородничества сопровождается припиской «для собственных нужд». Что, само собой, исключает разночтения: если оказываемая на личном участке за вознаграждение услуга ориентирована на сторонних лиц, это однозначно рассматривается как предпринимательская деятельность.

И все же вопросы по поводу того, каким образом относительная законодательная новация скажется на жизни реально действующих СНТ, остаются. Ведь, согласно последним актуальным данным, на территории Ленобласти насчитывается более 3,3 тыс. садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, в двух третях которых численно преобладают жители Петербурга. И некоторые из них сильно зависят от наличия единственного, расположенного на личном земельном участке, магазина…

К тому же тот факт, что личные садовые участки сейчас порой активно используют под предпринимательскую деятельность, ни для кого не является секретом. Причем это могут быть магазины и автосервисы, склады и хостелы, питомники для растительнос­ти и птицефермы, платные бани и сауны. Для их ближайших соседей это подчас оборачивается антисанитарией, а также превышением предельных показателей шума и нарушением других норм. Ведь жить на даче по соседству с круглосуточным магазином — не сахар.

Но… С другой стороны, для кого‑то в том же СНТ это удобно. Ведь за мороженым ребенку не надо ехать в город. А устранить несложную поломку машины можно и в выходные, параллельно наслаждаясь шашлыками и купанием в соседнем озере. Теперь же и перед хозяевами небольшого бизнеса, и перед их клиентами-соседями во весь рост ­встает вопрос о легитимности предпринимательской деятельности.

Что делать и есть ли выход из ситуации? Как считает депутат Законодательного собрания Петербурга Александр Ржаненков, каждый отдельный случай размещения коммерческих объектов на территории СНТ следует рассматривать в индивидуальном порядке. И учитывать не только существующие нормы, СНиПы и целевое назначение ­земельного участка, но и мнение членов самого СНТ о необходи­мости наличия того или иного бизнеса. Если они, к примеру, решат, что конкретный магазин или автосервис садоводству жизненно необходим, то могут совместными усилиями думать, каким образом изменить его статус, чтобы сделать такой бизнес легитимным. В частности, при наличии желания коллектива дачников подобные объекты могут быть размещены на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования, на условиях аренды либо безвозмездного использования. Для чего должно быть принято соответствующее решение общего собрания членов товарищества. 

А вот если бизнес явно мешает жить другим, то для его закрытия им следует обратиться в прокуратуру или подать иск в суд.

Что касается самих предпринимателей, здесь вариантов нет: если будет установлено, что личный садовый участок системно используется для получения прибыли, это будет расценено как ведение бизнеса. И, соответственно, повлечет за собой назначение штрафа.

Впрочем, и здесь Александр Ржаненков уточняет: если законодательные новации негативно скажутся на комфорте петербургских дачников, депутаты городского парламента готовы рассмотреть их предложения, чтобы инициировать изменения на том уровне, где принимают соответствующие решения. Не исключая и федеральный.

Читайте также: 

Цифровой рубль станет полноценным средством платежа с 1 сентября 2026 года

Обед на тёмной кухне. Откуда курьер везёт нам готовую еду или продукты?





#дачи #бизнес #ограничения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7983) от 02.09.2025 под заголовком «Никакой коммерции».


Комментарии