Ничья в пользу правых. В Польше прошёл первый тур выборов президента страны

В минувшее воскресенье страна выбирала главу государства. Сенсации не случилось, во второй тур голосования вышли те кандидаты, которых социологи и называли главными фаворитами предвыборной гонки, — мэр Варшавы, либерал и кандидат правящей партии «Гражданская платформа» (ГП) Рафал Тшасковский, а также поддержанный правой партией «Закон и справедливость» (ЗиС) Кароль Навроцкий.

Ничья в пользу правых. В Польше прошёл первый тур выборов президента страны | ФОТО Ben Kupke on Unsplash

ФОТО Ben Kupke on Unsplash

Напомним, президента Польши избирают на всеобщих прямых выборах на пять лет, не более чем на два срока. Победителем становится кандидат, который в первом туре получит больше половины голосов избирателей. Если ни одному претенденту не удается преодолеть эту планку, проводится второй тур между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. Действующий глава государства Анджей Дуда в выборах не участвовал, поскольку отсидел в президентском кресле два положенных конституцией срока.

Несмотря на то что в избирательных бюллетенях присутствовали фамилии 13 кандидатов, основная борьба развернулась между двумя политиками, представляющими две основные противоборствующие силы страны — либералов и правых националистов: 53‑летним мэром столицы Тшасковским и 42‑летним историком Навроцким.

Оба кандидата не занимали ведущих ролей в партиях, которые их выдвинули и поддержали, — «Гражданской платформе» и «Законе и справедливости», но стали их представителями в борьбе за президентское кресло.

Рафал Тшасковский с 2018 года занимал пост градоначальника Варшавы, а до этого был заместителем министра иностранных дел по европейским вопросам (2014 – 2015 годы) и министром управления и цифровизации (2013 – 2014 годы). СМИ называют его представителем варшавской интеллигенции (отец политика был известным джазовым пианистом и композитором), а потому противники утверждают, что он представляет только интересы элиты. Тшасковский занимает проевропейскую позицию, выступает за либеральные ценности, в том числе поддерживает права ЛГБТ (сообщество признано экстремистским и запрещено на территории России). Оппоненты часто пренебрежительно называют Тшасковского заместителем Туска.

Его главный оппонент Кароль Навроцкий — историк, занимающийся темой антикоммунистического сопротивления в Польше; в 2021 году благодаря поддержке ПИС он стал президентом Института национальной памяти, а ранее был главой музея Второй мировой войны в Гданьске. В феврале прошлого года он был включен в список разыскиваемых Россией лиц в связи с причастностью к сносу памятников Красной армии на территории Польши. Нав­роцкий отстаивает традиционные взгляды «писовцев» и их основателя и идейного лидера Ярослава Качиньского (не являясь членом партии) и обвиняет правительство Туска во вредоносной для страны политике. Он заявлял, что Варшава должна встать на сторону президента США Дональда Трампа, даже когда тот критиковал Европу и угрожал прекратить поддержку Украины.

Итоги первого тура, на первый взгляд, не выглядят сенсационно, однако принесли несколько неожиданностей, которые могут повлиять на окончательный результат второго тура, который должен состояться 1 июня. Победителем прошедшего первого тура стал Рафал Тшасковский, который получил 31,36 % голосов избирателей. Второе место у его основного конкурента Кароля Навроцкого, получившего всего на 1,8 пункта меньше, — и это первая неожиданность, поскольку социологи накануне выборов предрекали победу либерала с разрывом в 5 – 6 процентов. Теперь же ясно, что 1 июня, когда поляки вновь отправятся на избирательные участки, им придется выбирать из двух политиков, имеющих, по сути, равные шансы на победу.

Однако главная неожиданность первого тура в том, что два кандидата, которые заняли третье и четвертое места, хоть и не попали в решающий раунд выборов, могут существенно повлиять на их окончательный итог. Речь идет о представителях ультраправой коалиции «Конфедерация свободы и независимости» Славомире Ментцене (набрал 14,81 % голосов) и Гжегоже Брауне (6,34 %). Эти два кандидата — по сути, радикальные политики, которых либералы называют не иначе как «коричневые». А ведь их суммарный результат составляет не менее 20 % голосов, что может быть решающим во втором туре.

Причем если Ментцен — обычный для нынешних общеевропейских трендов деятель, который всего-навсего выступает за ограничение полномочий Евросоюза, за ужесточение миграционной политики и против абортов, то Гжегож Браун — это особый персонаж даже среди крайне правой публики. Его нынешняя кампания была гремучей смесью явного антисемитизма, протестов против украинизации Польши, перформансов вроде сжигания флага ЕС в Катовице или проведения предвыборного митинга на кладбище бойцов УПА.

Старший научный сотрудник Группы комплексных исследований Балтийского региона ИМЭМО РАН Мария Павлова в своем комментарии отмечает, что 1 июня в Польше будут соревноваться два кандидата, которые в сумме набрали меньше, чем любые другие политики, выходившие во второй тур за всю историю свободных выборов в стране. И это при достаточно высокой явке: 67 %. Эксперт полагает, что относительный успех ультраправых и в целом правых сил — это отложенный результат пандемии, негативно сказавшейся на польской экономике. Также это следствие усталости польского общества от гео-

политических сложностей. Ментцен и Браун во многом поднялись на антиукраинской риторике, которой, впрочем, отдал дань и Навроцкий. «Кроме того, есть и усталость от Туска. Он пытался сделать президентские выборы вотумом доверия себе. Избирателям предлагалось выбрать: они за ГП или за старую власть, за ЗиС, проигравшую парламентские выборы 2023 года. Но многие такой выбор сделать не захотели и проголосовали за ультраправых», — считает Павлова.

Она также акцентирует внимание на присущую обоим кандидатам антикремлевскую риторику. «Одинаково жесткой линии в отношении РФ придерживаются оба участника второго тура. Можно, конечно, допустить, что Навроцкий, с его симпатией к Дональду Трампу, попытается действовать на российском направлении примерно так же, как Трамп. Но это маловероятно. Хотя если Навроцкий победит, он будет всецело занят внутрипольскими делами. Ему будет не до экспериментов во внешней политике», — полагает эксперт. По ее словам, с приходом к власти Навроцкого начнется противостояние президента и премьера. Скорее всего, именно оно будет занимать умы польских политиков. При этом Польша останется в авангарде антикремлевского фронта Запада.

«Если главой государства станут Навроцкий или Тшасковский, они так же, как нынешний польский президент Анджей Дуда, будут выступать за борьбу с российским теневым флотом на Балтике, за новые санкции и за поставки оружия Киеву. Только все это, возможно, будет парадоксальным образом сочетаться с критикой украинского руководства и призывами не пускать Украину в ЕС», — заключает Мария Павлова.

Заслуживает внимания точка зрения на окончательный итог выборов польского аналитика Станислава Стремидловского, который отмечает, что тема отношений с Украиной и украинских беженцев довольно громко звучала в ходе предвыборной кампании. «Даже кандидат-центрист от правящей партии Тшасковский выступал с идеей превращения Украины в буферную зону между Польшей и Россией», — напомнил Стремидловский. Эксперт допускает, что вышедшие во второй тур политики продолжат эту риторику. Кандидаты также сконцентрируются на миграционных вопросах. По оценкам политолога, у Навроцкого есть высокие шансы получить электорат Ментцена, однако при условии, что поляки будут «голосовать умом».

Как бы то ни было, ни один из кандидатов не будет в полной мере выгоден России. «Если пост займет Тшасковский, то Варшава продолжит дрейфовать в сторону ЕС. Речь может пойти о более тесном альянсе с Парижем, в меньшей степени — с Берлином, а вне пределов Евросоюза — с Британией. Наверное, это худший вариант, чем избрание Навроцкого. Правый политик будет серьезно ограничивать правительство Дональда Туска во внешнеполитических маневрах. Если бы пришлось делать ставки, то свою тысячу рублей я бы поставил все‑таки на кандидата от ПиС, но только потому, что польские евроглобалисты еще хуже», — иронично заключил Стремидловский.

Читайте также:

Тарифная передышка: почему Вашингтон и Пекин решили снизить взаимные пошлины

Небывалый взлёт: мировые цены на золото достигли 3401 долларов за тройскую унцию


#выборы #политика #Польша

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7913) от 23.05.2025 под заголовком «Ничья в пользу правых».


Комментарии