Незваный коммивояжер. Чем грозят бездумные «клики» в Интернете

В подобное поверить трудно, но это факт: недавно множество вполне цивилизованных людей... продало себя в рабство. Правда, ни сном ни духом о том не подозревая. Они просто поставили «клик», согласившись с условиями очередного лицензионного соглашения в Интернете.

Незваный коммивояжер. Чем грозят бездумные «клики» в Интернете | РИСУНОК Марины БОНДАРЕНКО

РИСУНОК Марины БОНДАРЕНКО

Процедура это стандартная, обычно необходимая для того, чтобы зарегистрироваться в социальной сети или воспользоваться услугами какого-нибудь интернет-сервиса. Для чего, как правило, требуется сообщить свои персональные данные и дать согласие на их обработку. Но на сей раз список условий, которые предлагалось принять, содержал позволение быть проданным в рабство.

Ни о какой реальной торговле людьми речь, конечно, не шла. Провокационная фраза была вставлена в порядке эксперимента, авторы которого наглядно доказали, что интернет-пользователи тексты соглашений практически никогда не читают. А зря. Человеку как минимум не должно быть безразлично, что какие-то неведомые ему граждане сделают с его персональными данными.

Разумеется, сообщая о себе все, что от вас требуют, вы по умолчанию предполагаете, что «на том конце провода» находятся порядочные люди, которые данными сведениями злоупотреблять не будут. Не спешите с выводами! Один из пунктов лицензионного соглашения может, например, содержать право этих людей на передачу ваших персональных данных третьим лицам.

А вы потом будете удивляться: откуда берется шквал рекламных звонков, SMS и электронных писем, авторы которых знают о вас едва ли не все? Хотя как раз им вы свои данные не предоставляли и никакие соглашения с ними не заключали. Что ж, признайтесь себе, что какой-то момент вы прохлопали, бездумно поставив «клик» под некими кабальными условиями.

Но значит ли это, что теперь ваше имя будут «полоскать» где угодно, а вы ничего не сможете с этим сделать? На самом деле даже в такой ситуации есть масса возможностей для защиты.

Достаточно, к примеру, в ответ на рекламный звонок поинтересоваться: «Откуда вы узнали мой номер и имя?». Маловероятно, что на том конце сидит человек, имеющий под рукой то самое лицензионное соглашение, в котором вы давали кому-то право делиться с кем угодно вашими персональными данными. Ваше имя давно «оторвалось» от этого документа. Списки с миллионами телефонных номеров, привязанных к конкретным людям, «живут своей жизнью» в Интернете (если и не в свободном доступе, то в пределах досягаемости заинтересованных людей), и найти их первоисточник практически невозможно. Поэтому ответа на свой вопрос, вы, скорее всего, дождетесь. Так же, как и на вопрос: «Кто вы?». В подобных случаях звонящий чаще всего просто вешает трубку.

Между тем на такие вопросы у вас есть все основания. Ведь, приняв звонок, вы невольно приобрели юридический статус - стали потребителем рекламной услуги. И в силу положений ст. 8 и 9 закона «О защите прав потребителей» вправе получать информацию о том, кто эту услугу предоставляет.

Позвонивший, в частности, должен вам сообщить наименование своей организации, реквизиты ее государственной регистрации и прочие сведения. Если он не может или не хочет это сделать, уже стоит насторожиться.

Но даже в том случае, если на вопрос о своей принадлежности ваш собеседник ответит, вы можете сразить его следующим: «Давал ли я вашей организации согласие на рекламные звонки и SMS?».

Доказывать, что такое согласие у него есть, должен распространитель рекламы. Скорее всего, сделать это он не сумеет, и тогда вы смело можете обвинить его в нарушении ст. 18 закона «О рекламе» и ст. 15 закона «О персональных данных». Напомните ему также об административной ответственности по ст. 13.11 КоАП («нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных»).

Но если все же произойдет чудо и вам представят текст принятого вами лицензионного соглашения, то и здесь есть шанс поставить на место незваных коммивояжеров. Часто слова о согласии на рассылки намеренно печатают более мелким шрифтом, и в этом случае таковое будет считаться недействительным. Поэтому стоит вам заявить претензию, как распространитель рекламы будет обязан немедленно прекратить рассылки в ваш адрес.

Впрочем, не исключено, что изобличающие вопросы задавать будет некому - «на том конце провода» может оказаться робот. В последнее время достаточно популярными при «охоте» за клиентами стали автоматические рассылки и использование систем автодозвона. Такими способами активно пользуются юридические консультации, туристические агентства, распространители товаров и услуг.

И тут правда на вашей стороне - ст. 18 закона «О рекламе» говорит о том, что использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением таких средств без участия человека не допускается.

За соблюдением всех вышеперечисленных статей и законов должны следить Федеральная антимонопольная служба и Роскомнадзор, а значит, жаловаться на нарушения следует именно им. К сожалению, эти организации перегружены работой, поэтому в борьбе с незаконной рекламой придется разбираться, руководствуясь принципом «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

Адрес электронного коммивояжера нетрудно отправить в спам, а номер телефона заблокировать (хотя перед внесением его в «черный» список все-таки придется принять звонок и убедиться, что он носит рекламный характер). Если удастся узнать сведения о компании - распространителе рекламы, появится возможность направить ей отказ от получения звонков или рассылок.

Беда только в том, что заказчики рекламной кампании и ее исполнители - очень часто разные организации. И по телефону вам не удастся проверить достоверность сообщаемых сведений: исполнитель может представиться заказчиком рекламы, а сам заказчик в дальнейшем будет все отрицать. Таким образом, необходимо поставить вопрос грамотно: «Кто есть кто?». Неплохо при этом провести и аудиозапись разговора.

Впрочем, возможен и совсем иной исход событий. Вы, что называется, развесили уши и повелись на навязанную вам рекламу. В этом случае задумайтесь хотя бы над самым простым вопросом: если ее распространитель предлагает товары, работы или услуги, нарушая закон, будет ли он добросовестен при выполнении своих обещаний?

#интернет #реклама #спам

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6522) от 11.09.2019 под заголовком «Незваный коммивояжер».


Комментарии