Незваный коммивояжер. Чем грозят бездумные «клики» в Интернете

В подобное поверить трудно, но это факт: недавно множество вполне цивилизованных людей... продало себя в рабство. Правда, ни сном ни духом о том не подозревая. Они просто поставили «клик», согласившись с условиями очередного лицензионного соглашения в Интернете.

Незваный коммивояжер. Чем грозят бездумные «клики» в Интернете | РИСУНОК Марины БОНДАРЕНКО

РИСУНОК Марины БОНДАРЕНКО

Процедура это стандартная, обычно необходимая для того, чтобы зарегистрироваться в социальной сети или воспользоваться услугами какого-нибудь интернет-сервиса. Для чего, как правило, требуется сообщить свои персональные данные и дать согласие на их обработку. Но на сей раз список условий, которые предлагалось принять, содержал позволение быть проданным в рабство.

Ни о какой реальной торговле людьми речь, конечно, не шла. Провокационная фраза была вставлена в порядке эксперимента, авторы которого наглядно доказали, что интернет-пользователи тексты соглашений практически никогда не читают. А зря. Человеку как минимум не должно быть безразлично, что какие-то неведомые ему граждане сделают с его персональными данными.

Разумеется, сообщая о себе все, что от вас требуют, вы по умолчанию предполагаете, что «на том конце провода» находятся порядочные люди, которые данными сведениями злоупотреблять не будут. Не спешите с выводами! Один из пунктов лицензионного соглашения может, например, содержать право этих людей на передачу ваших персональных данных третьим лицам.

А вы потом будете удивляться: откуда берется шквал рекламных звонков, SMS и электронных писем, авторы которых знают о вас едва ли не все? Хотя как раз им вы свои данные не предоставляли и никакие соглашения с ними не заключали. Что ж, признайтесь себе, что какой-то момент вы прохлопали, бездумно поставив «клик» под некими кабальными условиями.

Но значит ли это, что теперь ваше имя будут «полоскать» где угодно, а вы ничего не сможете с этим сделать? На самом деле даже в такой ситуации есть масса возможностей для защиты.

Достаточно, к примеру, в ответ на рекламный звонок поинтересоваться: «Откуда вы узнали мой номер и имя?». Маловероятно, что на том конце сидит человек, имеющий под рукой то самое лицензионное соглашение, в котором вы давали кому-то право делиться с кем угодно вашими персональными данными. Ваше имя давно «оторвалось» от этого документа. Списки с миллионами телефонных номеров, привязанных к конкретным людям, «живут своей жизнью» в Интернете (если и не в свободном доступе, то в пределах досягаемости заинтересованных людей), и найти их первоисточник практически невозможно. Поэтому ответа на свой вопрос, вы, скорее всего, дождетесь. Так же, как и на вопрос: «Кто вы?». В подобных случаях звонящий чаще всего просто вешает трубку.

Между тем на такие вопросы у вас есть все основания. Ведь, приняв звонок, вы невольно приобрели юридический статус - стали потребителем рекламной услуги. И в силу положений ст. 8 и 9 закона «О защите прав потребителей» вправе получать информацию о том, кто эту услугу предоставляет.

Позвонивший, в частности, должен вам сообщить наименование своей организации, реквизиты ее государственной регистрации и прочие сведения. Если он не может или не хочет это сделать, уже стоит насторожиться.

Но даже в том случае, если на вопрос о своей принадлежности ваш собеседник ответит, вы можете сразить его следующим: «Давал ли я вашей организации согласие на рекламные звонки и SMS?».

Доказывать, что такое согласие у него есть, должен распространитель рекламы. Скорее всего, сделать это он не сумеет, и тогда вы смело можете обвинить его в нарушении ст. 18 закона «О рекламе» и ст. 15 закона «О персональных данных». Напомните ему также об административной ответственности по ст. 13.11 КоАП («нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных»).

Но если все же произойдет чудо и вам представят текст принятого вами лицензионного соглашения, то и здесь есть шанс поставить на место незваных коммивояжеров. Часто слова о согласии на рассылки намеренно печатают более мелким шрифтом, и в этом случае таковое будет считаться недействительным. Поэтому стоит вам заявить претензию, как распространитель рекламы будет обязан немедленно прекратить рассылки в ваш адрес.

Впрочем, не исключено, что изобличающие вопросы задавать будет некому - «на том конце провода» может оказаться робот. В последнее время достаточно популярными при «охоте» за клиентами стали автоматические рассылки и использование систем автодозвона. Такими способами активно пользуются юридические консультации, туристические агентства, распространители товаров и услуг.

И тут правда на вашей стороне - ст. 18 закона «О рекламе» говорит о том, что использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением таких средств без участия человека не допускается.

За соблюдением всех вышеперечисленных статей и законов должны следить Федеральная антимонопольная служба и Роскомнадзор, а значит, жаловаться на нарушения следует именно им. К сожалению, эти организации перегружены работой, поэтому в борьбе с незаконной рекламой придется разбираться, руководствуясь принципом «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

Адрес электронного коммивояжера нетрудно отправить в спам, а номер телефона заблокировать (хотя перед внесением его в «черный» список все-таки придется принять звонок и убедиться, что он носит рекламный характер). Если удастся узнать сведения о компании - распространителе рекламы, появится возможность направить ей отказ от получения звонков или рассылок.

Беда только в том, что заказчики рекламной кампании и ее исполнители - очень часто разные организации. И по телефону вам не удастся проверить достоверность сообщаемых сведений: исполнитель может представиться заказчиком рекламы, а сам заказчик в дальнейшем будет все отрицать. Таким образом, необходимо поставить вопрос грамотно: «Кто есть кто?». Неплохо при этом провести и аудиозапись разговора.

Впрочем, возможен и совсем иной исход событий. Вы, что называется, развесили уши и повелись на навязанную вам рекламу. В этом случае задумайтесь хотя бы над самым простым вопросом: если ее распространитель предлагает товары, работы или услуги, нарушая закон, будет ли он добросовестен при выполнении своих обещаний?

#интернет #реклама #спам

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6522) от 11.09.2019 под заголовком «Незваный коммивояжер».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.