Незабытый рубеж. Как спасают брошенные объекты фортификации

Группа энтузиастов взялась за спасение оборонительного сооружения времен Великой Отечественной войны, расположенного в районе Южной ТЭЦ. Место достаточно глухое – возле Окружной железной дороги, ведущей из порта в Рыбацкое. Свое объединение волонтеры назвали «Забытый рубеж».

Незабытый рубеж. Как спасают брошенные объекты фортификации | ФОТО предоставлено объединением «Забытый рубеж»

ФОТО предоставлено объединением «Забытый рубеж»

В 2013 году мне довелось участвовать в восстановлении дота в Купчине близ улицы Димитрова, где усилиями энтузиастов был создан народный музей,  – рассказал руководитель группы Владимир Огурцов, ведущий конструктор Центрального конструкторского бюро машиностроения.  – Возникло желание попробовать свои силы на другом историческом объекте. Вот тогда и появилась идея привести в порядок совершенно заброшенный полукапонир на рубеже, располагавшемся вдоль Окружной железной дороги.

Место, конечно, не самое привлекательное: не так, как на улице Димитрова в Купчине, где рядом жилые кварталы, можно приглашать школьников, проводить экскурсии. Но, как говорится, памятники не выбирают, где им находиться. Надо беречь их там, где они есть...

Решение о строительстве этого оборонительного рубежа Военный совет Ленинградского фронта принял 3 сентября 1941 года. Спустя десять дней обстановка на южных подступах к городу резко ухудшилась  – пал Красногвардейск (Гатчина), и уже 16 сентября на линии Окружной дороги встали наши войска. Участок от Финского залива до мясокомбината заняла 21-я стрелковая дивизия НКВД, ее соседом слева стала 6-я дивизия народного ополчения. До Окружной железной дороги немцы не дошли, а если бы так случилось, то уперлись бы в серьезный рубеж с бетонными и броневыми сооружениями.

 – Сегодня от него практически ничего не осталось. Сборный каземат возле станции Обухово, артиллерийский каземат в районе мясокомбината: его тоже было бы хорошо привести в порядок, там работы поменьше... В прошлом году мы обнаружили остатки сборного каземата в районе станции Купчино. Возможно, что-то еще сохранилось на участке от реки Мурзинки до Рыбацкого: мы только начали разведывать там местность: заняться этим надо было давно, да все руки не доходили, – поясняет Владимир.

В сущности, все эти фортификационные сооружения  – памятники и бойцам, занимавшим там оборону, и жителям города, строившим такие сооружения. Что же касается полукапонира возле Окружной железной дороги, то он достаточно редкой конструкции. В черте города таких всего два (второй расположен близ станции Обухово), похожие есть в бывшем Красногвардейском укрепрайоне под Гатчиной. Главная беда в том, что полукапонир оказался в глубокой канаве, был постоянно затоплен водой и заполнен внутри землей и мусором. Так что первой задачей было отвести воду.

 – Мы согласовали нашу деятельность с администрацией Фрунзенского района и работаем на объекте уже третий год. Группа в соцсети насчитывает больше ста человек, но реальное количество «активных штыков»  – от трех до пяти человек. Только энтузиасты, а как еще может быть иначе? – говорит Владимир.

Увы, работа продвигается достаточно медленно. На первых порах большую помощь оказал поисковый отряд «Атака»: его бойцы привезли насос, помогли откачать воду и очистить входную траншею. Вокруг поначалу были настоящие заболоченные джунгли, летом все зарастало кустарником и травой: полукапонира просто не было видно...

Что удалось сделать? Полукапонир очистили снаружи и частично внутри. Отвели воду: теперь она там не застаивается. Установили табличку, сообщающую, что этот объект  – памятник истории. Параллельно с полевыми работами участники группы занимаются архивными изысканиями, чтобы найти как можно больше сведений про забытую линию обороны. Обратились в Центральный архив Министерства обороны и Военно-исторический музей артиллерии.

 – Кстати, как мне удалось выяснить, рубеж, на котором расположен наш полукапонир, с конца октября 1941 года в течение месяца занимал полк 21-й стрелковой дивизии НКВД, в котором командиром взвода связи служил мой дед. До этого полк участвовал в боях за Лигово. Так что вот такое оказалось удивительное родственное пересечение, не зря, наверное, меня так притягивает это место– говорит Владимир Огурцов.

По словам участников группы «Забытый рубеж», мечта  – не только привести сооружение в порядок, но и добиться, чтобы КГИОП взял его под охрану как объект культурного наследия. Как тот же дот на улице Димитрова. Сейчас никакого охранного статуса у полукапонира нет, и табличка, которую поставили волонтеры, увы, никакого юридического статуса не имеет. И уж самая большая мечта  – привести в порядок все сохранившиеся сооружения рубежа Окружной дороги, а вдоль самой железнодорожной линии установить памятные таблички: «Рубеж обороны Ленинграда в 1941  – 1944 гг.».

#добровольцы #Великая Отечественная война #спасение

Комментарии